Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

поглощение кислорода из внешней среды в усталое тело, вызывая зевание; и дхананджайя (dhananjaya), который остается в теле даже после смерти и иногда заставляет раздуваться Tpyg, наполняя его газами.

Урдхва-ретас (Urdhva-retas) — (Урдхва — вверх; ретас — семя). Тот, кто живет в непрестанном целомудрии и воздерживается от сексуальных взаимоотношений Тот, кто сублимировал, очистил сексуальное желание.

Урдхва (Urdhva) — приподнятый, повышенный, стремящийся вверх

Урдхвадханурасана (Urdhvadhanurasana) — поза с поднятой, прогнутой дугой спиной, подобно луку.

Усграсана (Ustrasana) — поза верблюда. Уттама (Uttama) — наилучший, превосходный, первый, наивысший.

Уттамоттама (Uttamottama) — самый превосходный, первый среди наилучших, самый высший из высших

Уттара миманса (Uttara mimamsa) — одна из систем Индийской философии, которая принимает Бога, как основу Вед, но делает особый акцент на духовном знании (джнана).

Уттара-канда «Рамайяны» (Uttara-kandaofRamayana) —продолжение Рамайяны, почитаемого эпоса о Раме.

Хануман (Hanuman) — могущественный вождь обезьян, необычайной силы и отваги, чьи подвиги прославлены в эпосе «Рамаяна». Он был сыном Аджана и Вайю, бога ветра. Он почитается как один из бессмертных в Индуистском пантеоне, а также мастером пранаямы и чемпионом среди атлетов.

Хастиджихва нади (hastijihva nadi) — название одной из нади, расположенной впереди ида нади, заканчивающейся возле правого глаза, и регулирующей функцию зрения.

Хатха-Йога Прадиника (hatha-joga-pradinika) —почитаемый труд по Хатха йоге, написанный Сватмарамой.

Хатха-Йога (hatha yoga) — путь к реализации через суровую дисциплину.

Хираньягарбха (Hiranyagarbha) — имя Брахмана, как родившегося из золотого яйца (хиранья — золото, гарбха — зародыш, яйцо). Это также означает душу, облаченную в тонкое тело (сукшма — тонкое, шарира — тело).

Хридайям (hrdayam) — сердце, душа, ум. Внутреннее или сущность всего

Хридайянджали мудра (hrdayanjali mudra) — складывание рук перед сердцем в уважительном приветствии пребывающему внутри.

Чакра (chakra) — буквально колесо или круг. Считается, что энергия (прана) в человеческом теле протекает через три основных канала (нади), а именно — сушумну, пингалу и иду. Сушумна расположена внутри позвоночного столба. Пингала и ида начинаются соответственно от правой и левой ноздрей, движутся к макушке и затем спускаются к основанию позвоночника. Эти две нади пересекаются с каждой из остальных нади и с сушумной. Эти точки пересечения нади известны как чакры или маховые колеса, регулирующие механизм тела Вот следующие важные чакры: а) муладхара (mula — корень, источник, adhara — опора, витальная часть), расположена в области таза над анусом; Ь) свадхистана (sva — витальная энергия, душа; ad-hishana — местонахождение или обиталище), расположена над половыми органами; с) манипурана (mani-pura — пупок), расположена на уровне пупка; d) манас (ум) и е) сурья (солнце), расположены в области между пупком и сердцем; f) анахата (непревзойденная) расположена в сердечной области; g) вишуддха (чистота), расположена в области горла; h) аджна (господство, власть) расположена между бровями; i) сома (луна) расположена в центре мозга; j) лала-та (лоб) находится в верхней части лба, и k) caxacpapa (sahasra — тысяча), называемая тысячелепестковым лотосом — в церебральной полости.

Чаксу (chaksu) — глаз.

Чандогья Упанишада (chandogyopanisad) — одна из основных упанишад.

Чандра бхедана пранаяма (chandra bhedana pranayama) — «чандра» означает луна. «Бхедана», производное от корня «bhid», означает пронзать, прорываться, проходить. В чандра бхедана пранаяме воздух вдыхается через левую ноздрю, и прана пересекает иду или чандра нади и затем выдыхается через правую ноздрю, которая принадлежит к пингала или сурья нади.

Чандра нади (chandra nadi) — нади луны, другое название ида нади,

Чандра (chandra) — луна.

Чарака Самхита (charaka Samhita) — трактат по индийской системе медицины.

Чидатма (chidatma) —> мыслительный принцип или способность, чистый разум, Высший Дух.

Читра нади (chitra nadi) — одна из нади, исходящих из сердца, через которую проходит творческая энергия (Шакти) Кун-далини и достигает сахасрары.

Читта (chitta) — ум в общем или коллективном смысле, представлен тремя видами: а) ум (манас), обладающий способностью ко вниманию, выбору и отказу, Ь) разум (буддхи), инстанция, которая устанавливает различия между вещами, и с) эго (акамхара) — порождает Я.

Чит (chit) — размышление, восприятие, рассудок, ум. Душа, дух, одушевленный принцип жизни. Универсальное