Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

только на физический, физиологический и нервный виды энергии, но и на психическую и мозговую деятельность, в частности на развитие памяти и творчества. Шри Ауробиндо, мудрец и провидец из Пондишери, засвидетельствовал, что после освоения пранаямы он смог сочинять и сохранять в памяти около двухсот поэтических строк, в то время как ранее он не мог справиться даже с дюжиной.

За последние десятилетия западная медицина на основе экспериментов пришла к пониманию и использованию оздоровительного и общеукрепляющего эффектов того, что называют произвольным дыханием. Йога описывает и практикует пранаяму, приписывая ей несомненную воспитательную, упорядочивающую и духовную мощь. Владимир Бишлер в главе 14 книги «Формы и техники альтруистического и духовного развития» говорит, что медицинская наука уже приняла необходимость заимствования некоторых восточных методов и изучения многочисленных эффектов правильного контролируемого дыхания. В результате тщательного изучения он пришел к выводу, что эти многочисленные эффекты происходят не только в легких, но воздействуют на весь метаболизм человеческого тела. Он сказал, что спиротерапия (так он назвал метод, основанный на дыхании) открыла новые широкие горизонты в медицине, гигиене и терапии. В заключение он сказал, что исследования современной науки только подтверждают эмпирическую интуитивную практику восточных мудрецов и философов

Пранаяма как сердцевина йогической практики может принести практикующему много пользы не только в ментальной и духовной сферах

Но основная цель йоги — самореализация, контакт человеческой самости с Высшей Сущностью; практика пранаямы включает контроль над умом и всем человеческим сознанием, которое является основой всего познания. Человеческое существо — это тело, жизнь, включающая все биологические процессы, ум, который есть место пребывания того, что мы называем эго — «я», и вокруг которого центрируется вся мозговая активность. Цель йоги — освободить основную силу сознания от всяких воспоминаний, мышления, чувственных побуждений и желаний и попытаться постигнуть чистое сознание как искру самой космической энергии, которая есть природа принципа самосознания Высшего Разума.

Для людей, которые хотят идти путем йоги, в первую очередь следует прекратить отождествлять себя с системой тело-жизнь-ум и смотреть на эти три части как на инструменты для трансцен-денции эго, с целью отождествить свое внутреннее существо с чистой, незамутненной энергией сознания, которое есть сама природа всеобъемлющего мира, гармонии и радости творчества. Таким образом, Пранаяма имеет особый смысл и назначение в йоге Прана означает дыхание, воздух и саму жизнь Но в йоге прана (во всех ее пяти аспектах в человеке, прана, апана, вьяна, удана и самана) — это сама сущность того источника, который даст энергию живому и неживому мирам. Он пронизывает всю вселенную Пранаяма означает полный контроль над этим источником энергии в пределах своей самости посредством определенной дисциплины. Эта дисциплина существует не только для достижения хорошего здоровья, равновесия физической и витальной энергий, но также и для очищения всей нервной системы с целью сделать ее более отзывчивой к намерению йога контролировать свои чувственные стремления, сделать свою ментальную энергию более тонкой и чувствительной к зову эволюционного развития, к зову высшей, божественной природы в человеке.

Пранаяму редко практикуют как независимую технику. Древнейшие йогические тексты, начиная с Патанджали, рассматривают ее как сердцевину йогической дисциплины. Однако в последнее время появились самостоятельные публикации по этому предмету, хотя их совсем немного по сравнению с массой пособий по асанам. Но труд, где было бы целиком отражено научное понимание, основанное на долгом жизненном опыте изучения всех аспектов йоги, все еще оставался долгожданным. Каждый последователь йоги с радостью воспринял появление книги Шри Айенгара.

Когда я взялся за рукопись Шри Айенгара, чтобы написать предисловие, то понял, какая это трудная и смелая задача — преподнести предмет Пранаямы людям с запада на английском языке. В отличие от многих других автором, писавших на эту тему, Шри Айенгар — домохозяин и последователь традиции поклонения своему Ишта Девата (избранному божеству), описанной в Гите и подобных текстах. Здесь я бы сказал, что йога — это не часть какой-либо религии со своей теологией и обрядностью. Она не имеет организации и иерархии. Это культурная и духовная дисциплина, открытая человечеству безо всякого разделения по кастам, вероучениям,