Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

тем людям, которые легко впадают в депрессию и удрученное состояние и ум которых слаб и вял, можно порекомендовать направлять взгляд в центр между бровями (фот. 149 и 150) с закрытыми глазами на короткое время, Это следует сделать четыре-пять раз во время медитации, с интервалом между каждым разом. Эта практика приносит умственную устойчивость и остроту интеллекта. Однако людям с повышенным давлением не следует выполнять эту процедуру.

Фото 150 5. Прекращайте медитацию, когда тело начнет отклоняться вперед, назад или в стороны, либо когда почувствуете слабость. Не настаивайте на продолжении медитации в этом случае, т.к  это означает, что время медитации в этот день превышено. Если вы будете пытаться продолжать медитацию, это может привести к нарушению умственного равновесия.

Результаты медитации

1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и внутри себя.

2. Медитация уничтожает противостояние аналитического господствующего сознания, расположенного во фронтальной части мозга и находящегося на заднем плане подсознания или бессознательного, расположенного в мозжечке. Она контролирует и замедляет определенные автоматические физиологические функции, которые обычно стимулирует мозг, например, сокращение кишечника, дыхание, биение сердца. Все внешние стимулы, которые обычно беспокоят человеческое сознание посредством различных органов чувств, отсекаются, так как в дхьяне закрыты девять врат тела.

3.  В медитации сливаются ум и материя. Это слияние выжигает все разрушительные мысли   Садхака становится динамичным, творческим и в высшей степени внимательным. Он имеет неисчерпаемые резервы энергии и вовлекает себя в дело улучшения человечества.

4. Он испытывает опыт новых измерений, где его чувства и читта становятся кристально чистыми. Он видит вещи такими, каковы они есть, и свободен от предубеждений и иллюзий. Это -Джалратавастха, состояние бдительной осознанности. Его душа бодрствует, а чувства находятся под контролем. Он полон знания (праджня), понимания, определенности, свободы и истины. Озаренный божественным огнем внутри, он излучает радость, единство и мир.

5. Садхака постепенно достигает семи ступеней высшего сознания. Это правильное желание (субхекха), правильное размышление (вихарана), исчезновение ума (тануманаса), самореализация (саттавапатти), непривязанность (асамсакта), невосприятие объектов (падартхабхава), и познание состояния, которое находится за пределами слов.  Это        общая сумма всего знания: знание (джнана) тела (шарира), дыхания (прана), ума (манас) и разума (виджняна); знания, приобретенного опытом (анумбхавика), усваиванием различных мнений и впечатлений, которые преподносит жизнь (расатмака), и знания Самости (Атма-джнаиа).

6.  Его чувства направлены вовнутрь. Его мысли чисты. Свободный от привязанности и иллюзий, он становится устойчивым и дживана-мукта (свободным от оков жизни).

Состояние дживана-мукта описано в Бхагавад-Гите (Гяава XVUI, 53 56) такими словами: «Он оставил позади свои сует-аость, насилие и высокомерие Он шагнул за пределы вожделения, гнева и алчности. Он стал самоотверженным и спокойным - он способен быть один с Вечным. Тот, кто пребывает с Вечным и умиротворен в духе, не печалится и не желает. Его любовь равна ко всем творениям: он обладает высшей любовью к Господу».

Таким образом, садхака начинает свое путешествие от рабства к свободе духа. Начиная с покорения тела, он продолжает овладевать дыханием (биоэнергией). После овладения дыханием он контролирует движения ума. Благодаря стабильности ума он достигает здравомыслия. Посредством здравого суждения он совершает правильные действия и достигает тотального осознания и становится просветленным. Эта озаренность (праджня) ведет к Высшему знанию (пара-джнана). С этим знанием он передает свою душу (атма) Господу (Параматма), Это - Шаранагати-Йога • Йога Сдачи себя Господу.

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

1. «Шава» на Санскрите означает труп, «асана» - - позу. Таким образом, шавасана - - это поза, напоминающая мертвое тело и вызывающая опыт пребывания в состоянии, подобном смерти, и прекращение душевных беспокойств и происходящих от них расстройств тела. Это означает релаксацию, а следовательно, восстановление Это не просто лежание на спине с рассеянным умом и напряженными глазами, заканчивающееся храпением. Это самая трудная для овладения йогическая асана, но она также самая освежающая и дающая