Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

112), а все выдохи — через правую (фот. 111). Пранкческая энергия во всех вдохах проходит через ида, или чандра нади. Все выдохи происходят через пингала, или сурья нади.

Чапдра бхедаеа выполняется в четыре ступени, аналогичные ступеням сурья бхеданы.

Техника

Следуйте такой же технике, как описано во всех ступенях сурья бхедана, но заменяя слово «правый» на «левый» и наоборот. Завершайте практику шавасаной (фот 182).

Результаты

Эти результаты аналогичны результатам сурья бхеданы, за исключением того, что эта пранаяма охлаждает органы.

Примечания к Сурья и Чандра Бхедана Пранаяме

1. Иногда ширина левого и правого носовых проходов бывает различной. В этом случае давление пальцами должно уравнять ее. В других случаях одна ноздря бывает полностью закрыта (например, если там полипы или нос был переломан), а другая — свободна. В таком случае вдыхайте через открытую ноздрю и выдыхайте, насколько сможете, через закрытую. Со временем, благодаря манипуляциям кончиками пальцев, закрытая ноздря очистится и вдохи через нее станут возможными.

2. Если хрящ носовой кости искривлен, научитесь манипулировать хрящом перегородки вверх по направлению к носовой кости. Со временем закрытый проход откроется и пальцевая пранаяма станет возможной (фот. 140 и 141).

3.  Никогда не выполняйте сурья бхедана и чандра бхедана пранаяму в один и тот же день.

4. В обе пранаямы можно включить прерывистое дыхание (ви-лома), доводя число возможных ступеней до шестнадцати. Однако возможное число перестановок и комбинаций очень велико:

Ступень V: Прерывистый вдох, долгий выдох. VI: Долгий вдох, прерывистый выдох. VII; Прерывистый вдох, прерывистый выдох. VIII; Прерывистый вдох, внутренняя задержка, долгий выдох. IX: Долгий вдох, внутренняя задержка, прерывистый выдох. X:   Прерывистый вдох,  внутренняя задержка,  прерывистый выдох. XI; Прерывистый вдох, долгий выдох, внешняя задержка. XII: Долгий вдох, прерывистый выдох, внешняя задержка. XIII: Прерывистый вдох, прерывистый выдох, внешняя задержка XIV: Прерывистый вдох, внутренняя задержка, долгий выдох, внешняя задержка. XV: Долгий вдох, внутренняя задержка; прерывистый выдох, внешняя задержка. XVI: Прерывистый вдох, внутренняя задержка, прерывистый выдох, внешняя задержка.

Таблица Сурья Бхедана Пранаямы

Ступень Пурака Антара Кумбхака Речака Бахйа Кумбхака   ПН МБ ЛН УБ I °   °   II ° 15 -20 сек °   III °   ° НВД IV ° 15—20 сек ° 8—10 сек Таблица Чандра Бхедана Пранаямы

Ступень Пурака Антара Кумбхака Речака Бахйа Кумбхака   ЛН МБ ПН УБ I °   °   II ° 15—20 сек °   III °   ° НВД IV °' 15—20 сек ° 8 -10 сек ЛН — левая ноздря

MБ — мула бандха

НВД — насколько возможно долго

ПН — правая ноздря

УБ — уддийяна бандха

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Нади представляет собой трубчатый орган, по которому проходит прана, или энергия, несущая космическую, жизненную, семенную и другие энергии, а также чувствование, разум и сознание в каузальном, тонком и физическом телах (подробнее см. гл. 5). Садхана означает очищение. Термин «нади садхана» означает очищение нервов. Незначительное загрязнение нервной системы может вызвать сильный дискомфорт и даже паралич конечности или органа.

Хатха-Йога Прадипика (II, 6-9, 19-20), Шива Самхита (III, 24, 25), Гхеранда Самхита (V, 49-52) и Йога Чундамани Упанишада (V, 98-100) описывают вид пранаямы, очищающей нади. Тексты также упоминают технику ее выполнения и описывают ее благотворные результаты, особенно подчеркивая то, что они возникают «благодаря очищению нади» («нади садхана»)

Хотя все йогические тексты описывают различные виды пранаямы под своими названиями, ни один из них не упоминает названий чандра бхедана или нади садхана пранаяма.

Эта пранаяма, описываемая ниже в деталях, совмещает в себе технику выдоха (речака) анулома, и вдоха (пурака) пратилома пранаямы. Она также имеет отличительную черту: цикл сурья бхедана пранаямы состоит из вдоха, выполняемого через правую ноздрю, и выдоха через левую, в то время как в чандра бхедана вдох происходит через левую ноздрю, а выдох — через правую. Нади садхана пранаяма объединяет обе эти пранаямы в один цикл. Этот процесс описан в тексте выше

Мозг разделен на два полушария, левое, которое контролирует правую часть тела, и правое, контролирующее левую сторону Также, считается, что мозг содержит две части: более примитивную, или задний хмозг, расположенный в основании черепа, и, предположительно, несущий созерцательную функцию, вместилище мудрости, в то время как фронтальная часть является активным и вычисляющим мозгом, который обрабатывает