Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

(ангара кумбхака) — объединение Вселенской Самости с индивидуальной; выдыхание (речака) — отдача индивидуальной энергии, за которой следует выдох — задержка (бахья кумбхака), в которой индивидуальная и Вселенская Самость сливаются. Это — состояние нирвикальпа самадхи.

Глава 17. Биджа Пранаяма

Что такое Джапа?

1. Хотя душа и свободна от причины и следствия, радости и печали, она захвачена турбулентной активностью ума. Назначение мантра джапы — контролировать и концентрировать возбужденный ум на единственной точке и связать его с одной мыслью. Мантра — это ведический гимн или музыкальная строфа, повторение которой и есть джапа, или молитва. Мантру следует повторять с искренностью, любовью и преданностью, которая развивает взаимоотношения между человеком и его Создателем. Ограниченная одним и двадцатью четырьмя слогами, она становится семенем (биджа) мантры, ключевым словом, которое открывает замок его души. Просветленный гуру, заслуживший благоволение Бога, посвящает и дает ключевое слово своему достойному шисья, слово, открывающее его душу. Для шисья это — семя для самопознания и посвящения во все аспекты Йоги.

2. Ум принимает форму мыслей и формируется таким образом, что добрые мысли порождают благой ум, а злые — плохой. Джапа (повторение мантры) используется, чтобы отвлечь ум от пустых разговоров, завистливых идей и пересудов, так, что ум обращается к мыслям о душе и Боге. Это — фокусирование блуждающего беспокойного ума на единственной мысли, действии или чувстве.

3. Мантры даются для постоянного повторного произнесения с определенным смыслом и имеют определенные назначение и объект. Постоянное повторение (джапа) мантры с обдумыванием ее смысла (артха-бхавана; артха — значение, смысл; бхавана — обдумывание) приносит просветление. Таким постоянным повторением и обдумыванием смысла мысли садхаки отстаиваются, очищаются и проясняются. Он видит свою душу как будто отраженной в пруду ума.

4. Эта джапа трансформирует еадхаку и трансмутирует его эго, таким образом делая его скромным. Он приобретает внутреннее  спокойствие  и  становится  тем,  кто  победил  ощущения (джитендрийя)

5. Во время практики Пранаямы повторяйте мантру, мысленно синхронизируя ее безмолвный поток, сохраняя рот и язык неподвижными. Это позволяет держать ум внимательным и помогает увеличить продолжительность трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки. Поток дыхания и развитие ума становятся плавными и устойчивыми

6. Практика Пранаямы бывает двух видов: сабиджа (с семенем) и нирбиджа (без семени). Сабиджа пранаяма включает в себя повторение мантр, ее преподают четырем типам садхак с различным уровнем умственного развития: мудха, кшипта, викшипта и экагра (см. гл 2)

7. Мантру не следует повторять быстро, с тем чтобы закончить цикл Пранаямы. Она должна быть ритмичной, согласуясь с потоком дыхания на вдохе, выдохе и задержке. Тогда органы чувств молчат. Когда достигнуто совершенство, садхака становится свободен и чист без поддержки мантры

8. Нирбиджа пранаяме обучают пятый тип садхаки, тип, обладающий наивысшим умственным развитием, известным как ни-руддха. Эта пранаяма выполняется без поддержки мантры, и в ней садхака дышит, живет и испытывает состояние, известное как «это есть ты» (тат тавам аси)

9. Сабиджа, подобно семени, прорастает мыслями, идеями и видением, в то время как нирбиджа, подобная обжаренному семени, не дает ростков Сабиджа имеет начало и конец, она имеет форму, очертания и подтекст, подобно лампе, свету и пламени Нирбиджа не имеет условий, начала и конца

10 Сабиджа пранаяма обращает ум и интеллект садхаки к Господу, семени всеведения и источнику всего сущего Слово, которое выражает Его, есть мистический слог АУМ (пранава) Господь был описан Патанджали как тот, кого не затрагивают циклы действия и результаты действия, причины и следствия, несчастья и наслаждения

11. В Чандогья Упанишаде говорится, что Праджапати (Творец) размышлял над сотворенными им мирами  От этого прои зошли гри Вены      Риг, Яджур и ( ама От них, в результате процесса созревания, появились три слога: бху (земля), бхува (атмосфера) и сва (небо). В результате дальнейшего созревания от них произошел слог АУМ. Как листья удерживаются вместе ветвью, так и речь удерживается слогом АУМ.

12. АУМ несет в себе понятия всемогущества и всеобщности Он содержит все благоприятное и внушающее благоговение. Это — символ безмятежности и величественной мощи. АУМ — это вечный дух, высшая цель. Когда его скрытый смысл полностью известен, все стремления завершены Это — самый надежный