Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

никакого смысла. Вступая в

контакт с последователями других религиозных традиций, нам не надо с

ними спорить. Вместо этого мы должны советовать им следовать

собственным убеждениям с максимальной искренностью и преданностью.

Если они будут поступать таким образом, то, конечно же, извлекут из

этого определенную пользу. На этот счет не может быть никаких

сомнений. Уже в самом ближайшем будущем они станут счастливее, получат

большее удовлетворение от жизни. Вы согласны?

Когда возникает подобная ситуация, я поступаю именно так. Таково

мое убеждение. Встречаясь с последователями других религиозных

традиций, я всегда хвалю их: того, что они следуют моральным нормам,

присутствующим в любой духовной традиции, вполне достаточно. Как я уже

говорил ранее, достаточно того, что они стараются стать лучше. Это уже

само по себе очень хорошо и достойно похвалы.

Собеседник: Но только лишь Будда может быть абсолютным источником

прибежища?

Его Святейшество: Видите ли, в данном случае необходимо выяснить,

что подразумевается под освобождением, или спасением.

Освобождение, при котором ум, осознающий сферу реальности, уничтожает

все загрязнения, присутствующие в сфере реальности, - это состояние,

которого могут достичь только буддисты. Такой вид мокши или нирваны

объясняется только в Священном Писании буддизма и достигается только

через буддийскую практику. Однако, согласно некоторым религиозным

традициям, спасение приводит нас в прекрасное место, рай, подобный

тихой долине. Для достижения такого состояния, обретения данного

состояния мокши, не требуется практики пустоты или осознания природы

реальности. Внутри самой буддийской традиции мы верим в то, что через

накопление заслуг человек может достичь перерождения в раю - например,

в раю Тушита.

Собеседник: Таким образом, если человек является последователем

Веданты и достигает состояния сатчитананды (бытие сознание

блаженство), то это нельзя рассматривать как окончательное

освобождение?

Его Святейшество: Это опять же зависит от того, как толковать

слова окончательное освобождение. Состояние мокши, описанное в

буддийской традиции, достигается только через практику пустоты. Этот

вид нирваны или освобождения, как я уже сказал выше, не может быть

достигнут даже сватантриками-мадхъямиками, читтаматрами, саутринтиками

и вайбхъяшиками. Последователи этих школ, несмотря на то что они

являются буддистами, не понимают истинную суть теории пустоты. Из-за

своей неспособности постичь пустоту, или реальность они не могут

достичь описанного мною выше вида освобождения.

Вопрос: Не могли бы Вы объяснить, каким образом через тантрическую

медитацию можно достичь просветления быстрее, чем через практику

випашьяны, то есть медитации внутреннего проникновения в суть?

Его Святейшество: В тантрической медитации, особенно в практике

Махануттарайога-тантры, человек, постигая пустоту, конечную истину,

контролирует работу мысли посредством определенных техник. В Сутраяне,

нетантрической форме Махаяны, нет упоминания об этих уникальных

техниках контролирования мыслей особым образом. Там мы не найдем

упоминания о техниках, связанных с контролем дыхания, а также о

медитациях, использующих внутренние каналы, чакры и другие

составляющие тонкого тела. Сутраяна дает лишь описание способов

анализа объекта, то есть учит, как достичь внутреннего проникновения в

природу объекта через рассуждение и тому подобные методы.

Махануттарайога-тантра в дополнение к этому учит определенным

техникам, в которых используются, внутренние каналы, тонкие ветры и

тому подобные тонкие составляющие тела, с тем чтобы достичь более

эффективного контроля над собственными мыслями. Эти методики помогают

человеку быстрее обрести контроль над своим пребывающим и смятении

умом и более эффективно достичь тонкого и в то же время обладающего

мощью уровня сознания. В этом заключается основа данной системы.

Мудрость осознания пустоты, при которой достигается внутреннее

проникновение в природу реальности, бывает различных видов - в

зависимости от уровня тонкости сознания, воспринимающего пустоту. В

целом,