Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

квадратную или круглую, не

имеет особого значения до тех пор, пока в нем царит благоденствие и

покой.

Вопрос: Не могли бы Вы, Ваше Святейшество, поделиться своими

мыслями о значении священных мест, подобных Бодхгайе. Что делает

добродетельные поступки, совершенные в таких местах, более

значительными? Почему они способствуют накоплению большей заслуги?

Его Святейшество: Сам факт, что многие личности, достигшие высокой

степени духовной реализации, молились и занимались практикой в

определенном месте, обусловливает то, что изменилась атмосфера или

обстановка этого места. Они наложили на это место некий отпечаток.

И поэтому, когда другой человек, обладающий меньшим опытом и не

сталь преуспевший в духовном развитии, оказавшись в этом месте,

занимается практикой, он может получить опыт особого рода. Хотя при

этом должны, конечно. присутствовать правильная мотивация и

благоприятные кармические факторы. Они играют роль дополнительных

условий в приобретении этого особого опыта.

Согласно тантрическим учениям, в подобных местах обитают

существа, обладающие нечеловеческой природой, - такие например, как

даки и дакини. Они обладают более тонкими телами по сравнению с

человеческим. Когда великие духовные практики, пребывая в определенном

месте, медитируют и проводят ритуалы, то это место становится

привлекательным для существ, подобных дакам и дакиням. Они населяют

это место, могут перемещаться в его пределах. На присутствие этих

существ может указывать странный звук или запах, существование

которого не обусловлено внешними, очевидными причинами. Это говорит о

том, что некоторые высшие существа, иные, чем мы, обладающие большим

опытом, в данный момент находятся поблизости. А этот момент также

может выступать в качестве фактора, делающего место особенным.

Возвращаясь к Бодхгайе, я хотел бы напомнить еще о том, что сам

Будда, очевидно, выбрал это место по определенным причинам. В это мы

верим. Благодаря силе его молитвы, последователи, оказывающиеся в этом

месте, имеют возможность что-то ощутить, пережить некий опыт. Таким

образом, сила молитвы Будды также может являться одним из факторов.

Возможно, имеет смысл учесть и фактор человеческой психологии.

Например, буддисты Махаяны испытывают очень сильные чувства по

отношению к Будде Шакьямуни, Нагарджуне и некоторым другим великим

духовным учителям. Что касается меня самого, то я испытываю очень

сильные чувства по отношению к Будде, Нагарджуне, Арье Асанге, ко всем

этим великим личностям. Таким образом, пребывая в том месте, где эти

люди родились и провели свою жизнь, вы испытываете некоторые ощущения.

Если использовать родившееся в вас чувство правильно, то это дает

только хорошие результаты. В этом нет ничего дурного.

Вопрос: Не могли бы Вы, Ваше Святейшество, рассказать что-нибудь о

том, как происходит раскрытие себя внутреннему гуру, а также об

абсолютном гуру?

Его Святейшество: В целом, утверждается, что существуют внутренний

гуру, внешний гуру и тайный гуру. Это объясняется в различных

священных текстах, при этом присутствуют некоторые незначительные

расхождения в том, как данные концепции трактуются или толкуются в

традициях Ньингма, Каргью, Шакья и Гелуг (четыре основные школы

тибетского буддизма). Аналогично, существуют различия и в том, как

различные секты объясняют четыре типа мандал (внешняя мандала,

внутренняя мандала, тайная мандала и мандала реальности (de kho na

nyid)).

Внутренний гуру - это тончайшее сознание гуру. При этом, тончайшее

сознание вашего гуру обладает полным сходством с вашим собственным

тончайшим сознанием. Какова разница между вами? Гуру, который

действительно использует в своей практике это тончайшее сознание,

осознает его со всей ясностью. Таким образом, его сознание обретает

форму мудрости.

При падении в обморок или в момент смерти мы также переживаем опыт

проявления этого тонкого сознания. Однако, несмотря на его

присутствие, несмотря на то что оно находится в нас, мы не всегда

ощущаем или осознаем его. Мы не осознаем его присутствия. Таким

образом, наш истинный гуру, внутренний