Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

Жентонг

делятся на две группы: точка зрения первых вполне приемлема, что

касается вторых, то они не совсем правы. Многие ученые Тибета еще в

древности подвергали позицию школы Жентонг суровой критике. Ее

последователями относительно пустоты утверждалось, что абсолют

свободен от всех обусловленных явлений и что абсолютная истина сама

становится абсолютом, а не существует условно. Такая точка зрения

ошибочна. Она противоречит учениям Нагарджуны и тому, что излагается

во Втором повороте колеса учения, то есть во Второй проповеди Будды, в

Сутрах Праджняпарамиты. Сам Нагарджуна сказал, что ни одно явление не

существует как абсолют. Это относится даже к самой пустоте. Даже

абсолютная истина не существует как абсолют. Он сказал, что все

явления обусловлены другими факторами, что они пребывают во

взаимозависимости с другими явлениями. Именно поэтому все явления

обладают природой пустоты, и сама пустота в данном случае не является

исключением. Сам Будда дал это ясно понять в своем учении о

шестнадцати, восемнадцати и двадцати различных видах пустоты, в число

которых входят пустота пустоты (stong ра nyid stong ра nyid) и

пустота абсолюта (don dam ра stong ра nyid).

Вопрос: Имеется ли в тибетской традиции какая-нибудь

дополнительная практика для тех, кто использует практику випашьяны как

основу?

Его Святейшество: Я хотел бы знать, что вы понимаете под словом

випашьяна?

Собеседник: Я имею в виду медитацию внутреннего проникновения в

суть в том виде, в котором она практикуется в традиции Тхеравады.

Его Святейшество: Да, но о какой разновидности випашьяны,

существующей в традиции Тхеравады, идет речь?

Собеседник: О практике наблюдения за дыханием, телом, чувствами и

так далее.

Его Святейшество: Следовательно, вы не включаете сюда практику

отсутствия самости или анатмана?

Собеседник: Возможно, отдельно она сюда и не входит, но безусловно

такое осознание является результатом практики.

Его Святейшество: При концентрации на дыхании попробуйте

переключить свое внимание на движение мысли, сосредоточенной на

процессе дыхания. Это может дополнить вашу практику. Концентрируясь на

дыхании, постарайтесь проанализировать, исследовать природу своего

мышления или ума, наблюдающего за процессом дыхания. Обратите внимание

на то, какие мысли вас посещают. В конечном итоге вы почувствуете, что

достаточно хорошо знакомы с природой своих мыслей. После этого

направьте усилия на то, чтобы пресечь память о прошлом, а также

воспрепятствовать возникновению мыслей о будущем. Не думая ни о

прошлом, ни о будущем, просто пребывайте в настоящем. При этом

постарайтесь избегать каких-либо конкретных мыслей вообще. Обратите

внимание на то, что будет с вами происходить, на тот опыт, который вы

получите. Иногда это состояние называют состоянием недумания. Оно

приходит в результате осознания природы мысли, за которым следует

расслабление особого рода, когда работа мысли постепенно угасает. Я

думаю, что это может дополнить вашу повседневную практику. Вы не

практикуете нечто подобное?

Вопрос: Когда нас учили, как практиковать випашьяну, то говорили о

том, что при этом необходимо полностью осознавать свои мысли. То есть

я слышал о необходимости памятования. Но меня интересует, нельзя ли

использовать что-то вроде чтения мантр, для того чтобы усилить эффект

от практики випашьяны?

Его Святейшество: Я думаю, что мантра Манджушри ОМ АРАПАКАНА ДЖИ,

или просто ДЖИ может в данном случае оказаться полезной. Одного

постоянного повторения слога ДЖИ может быть вполне достаточно. А затем

попробуйте провести исследование, задавая себе следующие вопросы:

Кому принадлежит эта мысль?, Кто я?. Если вы будете выполнять эту

практику правильно, то обнаружите, что такой вещи, как независимое

я, не существует. Вы обнаружите отсутствие, или пустотность своего

я. И все же самость в некотором роде существует. Существует

некоторая разновидность нашего я. Например, существует некоторое

я, являющееся гражданином Америки. Вы американец?

Собеседник: Да. Его Святейшество: В таком случае вы по-прежнему