Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

В этом заключается главный метод очищения от пагубных

действий.

В прошлом я говорил о том, что вовсе необязательно с самого начала

считать кого-то своим гуру лишь потому, что вы услышали от этого

человека толкование учения Будды. Лучше избегать такого подхода.

Сперва нужно относиться к нему просто как к единомышленнику, товарищу

во Дхарме. В течение какого-то промежутка времени вы просто будете

получать от него учение. А затем у вас может возникнуть ощущение, что

вы уже хорошо знаете этого человека и что его можно признать своим

гуру, не опасаясь нарушить обязательства, сопутствующие такого рода

отношениям. Когда в вас разовьется подобная уверенность, то можете

смело признавать этого человека своим гуру. Сам Господь Будда очень

ясно и подробно изложил в Сутрах Винайи, в священных текстах традиции

Махаяны и даже в учении Тантраяны те качества, которыми должен

обладать учитель. Именно поэтому я часто критикую тибетский подход к

гуру: тибетцы считают, что все, что делает учитель, хорошо, независимо

от того, как он себя показал на первом этапе общения. Конечно, если

гуру действительно обладает всеми необходимыми достоинствами и должной

подготовкой, то такой подход вполне оправдан.

Возьмем, к примеру, отношения Наропы и Марпы. Может создаться

впечатление, что некоторые требования, которые Тилопа предъявлял

Наропе, а Наропа, в свою очередь, Марпе, неразумны. Однако в этих

требованиях заключался глубинный смысл. Поскольку Наропа и Марпа

обладали великой верой в своих учителей, то они во всем следовали их

указаниям. Таким образом, их поступки также могут производить

впечатление неразумных. Но поскольку их учителя обладали необходимым

знанием, действия Наропы и Марпы имели некий смысл. В подобной

ситуации необходимо, чтобы ученик с уважением относился ко всем

поступкам и высказываниям своего учителя. Однако это неприменимо к тем

отношениями которые существуют в среде обычных людей. В более общем

плане, как мне кажется, Будда дал нам полную свободу выбора: мы имеем

право хорошо присмотреться к тому человеку, которого собираемся

признать своим гуру. Это очень важно. До тех пор пока здесь не

достигнута определенность, не следует признавать кого-то своим гуру.

Предварительная оценка - это в некотором смысле необходимая мера

предосторожности.

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать о трех видах страдания? Его

Святейшество: Первый тип страдания можно соотнести с головной

болью или с состоянием после гриппа: неприятный зуд в носоглотке,

слезящиеся глаза и тому подобные ощущения. Вкратце, сюда относятся все

виды грубых физических и умственных страданий. Как раз именно это мы

в обиходе и рассматриваем как страдание. Это первая категория.

Вторая категория страдания заключается вот в чем. Когда мы,

испытывая чувство голода, набрасываемся на еду, то в течение какого-то

промежутка времени ощущаем счастье. Мы съедаем один кусок, другой,

третий, четвертый... Но в конечном итоге, несмотря на то что мы сами

остались теми же, пища осталась той же, и прошло совсем немного

времени, у нас пропадает аппетит. Наш организм начинает отвергать

пищу. Именно это понимается под страданием перемены. Практически все

земные удовольствия и радости относятся ко второй категории. По

сравнению с другими видами, эти более утонченные формы страдания

поначалу кажутся нам приятными, они как будто способны подарить нам

некоторое ощущение счастья, однако чем лучше мы их, узнаем. чем глубже

в них погружаемся, тем больше они приносят нам страданий и доставляют

беспокойства. Это вторая категория. Что касается третьего вида

страдания, то я думаю будет правомерно утверждать, что оно заключается

в нашем собственном человеческом теле. Грубо говоря, именно так его и

можно определить: человеческое тело. Наша телесная оболочка является

порождением клеш, или загрязняющих эмоций. Она изначально создается

этими загрязняющими эмоциями. И поскольку тело возникает под действием

таких причин, то сама его природа является природой страдания. Оно

зарождается для того, чтобы служить основой для страдания. Это третья

категория.

Даже животные обладают желанием