Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

одним лишь медитативным сосредоточением (концентрацией

внимания на трех центрах).

Вопрос: По мере того как человек продвигается в своем развитии и

духовной практике, у него иногда возникает желание принять монашество

в одной из традиций. Дойдя до этой пограничной черты, он сталкивается

с дилеммой: Принимать монашество или нет? Не могли бы Вы, Ваше

Святейшество, дать нам в связи с этим какой-нибудь совет?

Его Святейшество: Видите ли, Будда объяснил огромное количество

разных путей, разных методов. Последователи-миряне соблюдают

определенные нравственные обеты (шила). В то же время существует такая

вещь, как монашеская шила. В данном случае человеку важно определить,

какие дисциплинарные нормы подходят для него в большей степени, а

потом уже соблюдать их. Мы сами должны принять окончательное решение

по этому поводу, должны спросить себя, сможем ли мы соблюдать обеты,

которые собираемся принять. Если, к примеру, в нас присутствует хоть

доля сомнения относительно соблюдения нами монашеских обетов, то в

таком случае их лучше не принимать и оставаться мирянами,

придерживаясь норм поведения, предписанных тем, кто следует заветам

Учения в миру. Если же человек уверен в том, что сможет жить по

монашеским законам, то тогда он может принять посвящение.

Вопрос: Человек, в особенности европеец, должен обладать основой

смирения, честности и этического образа жизни. Но, обретя эту основу,

что, с точки зрения Вашего Святейшества, он должен еще культивировать

в своей жизни? Что еще обладает для него ценностью, что еще ему

необходимо, если такая основа добродетели, этики и смирения уже

существует?

Его Святейшество: Следующее, что нужно культивировать, - это

самадхи, или медитативную стабилизацию. Шила - это способ

самоконтроля, оборонительный подход. Как мы уже знаем, наш истинный

враг прячется в нас самих. Неблагоприятные эмоции, служащие источником

страдания (гордыня, гнев, зависть), - вот наши главные враги. Вот

настоящие возмутители нашего спокойствия. Подлинная практика Дхармы

является борьбой с этими внутренними врагами.

На войне, как на войне: сначала мы должны занять оборонительную

позицию. В духовной схватке с отрицательными эмоциями нашим оружием

служит этика, шила. Зная о том, что в самом начале никто по-настоящему

не готов к нападению, мы должны сперва прибегнуть к обороне, то есть к

этике. Но как только оборонительные позиции укреплены, как только к

этическому поведению выработалась некоторая привычка, следует идти в

наступление. Здесь нашим главным оружием уже является праджня, или

мудрость. Здесь уместен так же термин випашьяна, поскольку это тоже

мудрость. Такое оружие мудрости подобно пуле или, может быть, даже

ракете, причем ракетоноситель в данном случае - это шаматха, или

спокойное постоянство ума. В двух словах: если вы уже обрели основу

морали или этики, то следующим шагом должна стать стабилизация ума,

или шаматха, и в конечном итоге - мудрость.

Вопрос: Чем Вы объясняете постоянно растущее увлечение восточными

религиями, которое сейчас присутствует в западных странах, особенно в

Америке? Я говорю о тех многочисленных культах и практиках, которые

обретают силу на Западе. С чем Вы связываете это увлечение, столь

характерное для нашего века? И что советуете Вы тем, кто разочаровался

в западном образе жизни, в той семитской религиозной традиции, в

которой они выросли (христианство, иудаизм или ислам), ощутив в ней

недостаток притока свежих сил, - продолжать свои духовные искания в

рамках собственной традиционной религии или же обратиться к

альтернативе буддизма?

Его Святейшество: Это очень сложный вопрос. Конечно, с точки

зрения буддизма, мы все являемся человеческими существами, мы все

обладаем полным правом изучать ту религию, в которой выросли, или

любую другую.

Мое личное убеждение заключается в том, что любая из основных

мировых религий способна дать человеку добрый совет. Нет никакого

сомнения в том, что это именно так. Но мы всегда должны помнить о том,

что разные люди обладают разной умственной предрасположенностью. Это

означает, что для конкретных индивидуумов