Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

фактору, заключающемуся в

восприятии двух истин как истин, обладающих разной природой. Такое

объяснение дается в системе сутр.

Если же попробовать дать объяснение с точки зрения тантры,

особенно в соответствии с учением Гухьясамаджи, то до тех пор, пока

человек не достигнет осознания тончайшего ясного света, он продолжает

страдать от двойственности проявлений. Но в момент пребывания в

состоянии осознания тончайшего ясного света вещи перестают казаться

ему двойственными. Когда человеку удается положить конец тому, что

омрачает его сознание, то есть тем вещам, которые препятствуют ему в

познании природы явлений, то с видимостью того, что две истины

обладают разной природой, тоже оказывается покончено. Две истины

больше не кажутся обладающими разной природой. И когда такое грязное

пятно, обуславливающие восприятие двух истин как истин, обладающих

разной природой, исчезает, мы получаем возможность познать истинную

реальность или природу объекта (скажем, стула), не испытывая

необходимости воспринимать его в том виде, каким он нам кажется. Эта

истинная реальность или природа заключается в пустоте. И ее можно

познать непосредственно. Мы можем наблюдать, что когда ум пребывает в

равновесном созерцании пустоты, он обладает способностью

непосредственного восприятия самого наблюдаемого предмета. Таким

образом, с этого самого момента загрязнение двойственного проявления

оказывается полностью искорененным. Можно утверждать, что за этой

чертой суждений больше не существует. Когда ум, пребывая в равновесии,

вовлечен в созерцание пустоты, он воспринимает все обусловленные

явления непосредственно. Тот ум, что способен к непосредственному

восприятию самой пустоты, так же непосредственно может воспринимать

обусловленные явления. Следовательно, при этом не возникает

концептуальных мыслей. Это очень трудный момент. Слово

представление, или суждение (тиб. - rtog ра) может обладать

различными оттенками значений. Например, существуют ошибочные

представления (lgog rtog), ложные представления в отношении постижения

истинного бытия (bden dzin gyi rtog ра) и так далее. Именно от этого

и следует избавиться. Именно такие суждения причиняют вред человеку.

Однако в слове суждение, или представление присутствует и оттенок

значения, который не носит негативного характера. В данном случае

удачным примером служит феномен проявления обусловленных явлений.

Суждения, имеющие отношение к обусловленным явлениям, не причиняют нам

вреда. Они не являются для нас помехой. Таким образом, следует иметь в

виду, что слово суждение, или представление может обладать

различными оттенками значений.

Например, обычно мы выносим суждения такого рода: Это - такое. А

вот это - сякое. Подобные суждения не причиняют нам вреда, не правда

ли?

Вопрос: Его Святейшество, не могли бы Вы назвать причины, почему

ментальное сознание человека не является личностью?

Его Святейшество: Среди школ буддизма существуют такие, которые

согласны с положением, что сознание является личностью, что оно служит

выражением того, чем является человек как личность. Например, Ачарья

Бхававивека придерживался этой точки зрения. А он был великим

мадхъямиком; не так ли? Он даже поглядывал несколько свысока на Ачарью

Буддхапалиту, а тот ведь считается одним из старейших последователей

защитника Нагарджуны.

Вслед за Ачарьей Буддхапалитой пришел Ачарья Чандракирти, который

был прасангиком. Согласно школе Прасангика, сознание - это то, что

знает. Оно - знающее. Если бы утверждалось, что сознание является

я, то имело бы смысл в свою очередь постулировать, что этим я или

квинтэссенцией, примером такого я является тончайшее сознание. В

данном случае в качестве тончайшего сознания можно рассматривать лишь

то тончайшее сознание, о котором говорится в тантрах. Не имело бы

смысла утверждать, что я представлено более грубыми уровнями

сознания, поскольку в таких состояниях, как медитативное равновесие,

все более грубые уровни сознания оказываются уничтоженными. Именно по

этой причине некоторые соглашаются с положением, что алайя виджняна,

основополагающее сознание, и является на самом деле