Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

общества.

Интеллектуальное познание и практика играют в буддизме одинаково

важную роль. Они должны существовать вместе. Полагаться на веру, веру

и только веру, не подкрепленную знанием, хорошо, но этого не

достаточно. Обязательно должен присутствовать и интеллектуальный

аспект. Но вместе с тем, строго интеллектуальное развитие, не

опирающееся на веру и практику, также бесполезно. Необходимо совмещать

знание, почерпнутое в процессе обучения, с искренней практикой,

имеющей место в нашей повседневной жизни. Эти два момента всегда

должны учитываться.

Позвольте мне добавить еще одну вещь. Мы не должны спешить

практиковать тантру. Я сам получил множество посвящений, но тантру

очень трудно практиковать правильно. Так что к чему торопиться? Когда

вы будете к этому готовы, обретете необходимую для практики основу, то

сможете практиковать тантру правильно. Ваше развитие будет происходить

очень быстро, как и говорится в тантрических текстах. Но при

отсутствии надлежащей основы и должных условий практики невозможно

осуществлять быстрое продвижение по тантрическому пути. Если человек

все же приступает к практике, не выполнив предварительных условий,

возникает опасность возникновения ложных представлений в виде

сомнения. Мы видим, что в текстах речь идет о достижении определенных

результатов в течение трех, шести месяцев и так далее, - поэтому,

когда по истечении этого срока ничего не происходит, мы начинаем

задумываться о том, возможен ли прогресс вообще, и начинаем

сомневаться в самом методе. Так что, если мы хотим быть реалистами в

своих занятиях практикой, то нам не нужно спешить практиковать тантру.

Так я думаю.

Глава 2

(Интервью, 1982 год)

Его Святейшество: Прежде всего мне хотелось бы сказать, что я

очень рад нашей сегодняшней встрече. По-моему, мы встречаемся здесь

уже во второй раз, и создается впечатление, что такой диалог может

оказаться полезен людям, сослужить им добрую службу. Это очень хорошо.

Поэтому я бесконечно рад вновь оказаться здесь с вами.

Лично мне нечего сказать, но поскольку мне любопытно, что именно

интересует вас, то я решил предоставить вам полную возможность

задавать любые вопросы.

Поскольку я шел сюда для того, чтобы отвечать на вопросы, то решил

привести с собой переводчика. Мне понадобится его квалифицированная

помощь при ответе на вопросы более глубокого философского характера.

Так что сегодня я тщательно подготовился к нашей встрече и могу

отвечать на все самые трудные вопросы!

Вопрос: На протяжении последних нескольких лет, а быть может, и

дольше, у жителей западных стран, особенно у молодежи, возрастал

интерес к духовным практикам и дисциплинам буддизма. В связи с этим у

многих из тех, кто здесь сегодня собрался, возникает один и тот же

вопрос. Да, у нас есть возможность заниматься медитативной практикой,

совершенствовать различными способами сердце и ум, однако, когда мы

возвращаемся на Запад, общество не всегда относится с симпатией к

нашим идеям.

Жизнь на Западе оказывается полной трудностей и проблем. В связи с

этим я хочу задать Вашему Святейшеству очень простой вопрос. Что Вы

могли бы нам посоветовать?

Его Святейшество: Я согласен с тем, что окружение играет для нас

очень важную роль. Если наше окружение, та ситуация, в которой мы

оказались, неблагоприятна для практики, то даже при наличии желания,

заниматься ею на постоянной основе очень трудно. Поэтому мой совет,

мое пожелание, заключается в следующем: если у вас есть некоторая

изначальная основа, некоторое знание и опыт решения проблем, если вы

знаете, как правильно к ним подходить (например, вам известно, как

следует воспринимать недружелюбное отношение, характерное для

общества, в котором царит дух соперничества), то, обладая такой

основой, вполне можно существовать в обществе, не поощряющем духовную

практику, и следовать в глубине души учению.

Но в зависимости от обстоятельств реагировать на это нужно

по-разному. Например, если вы действительно очень скромный и честный

человек и соответственно ведете себя таким образом, то некоторые могут