Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

дано, от него ничего не зависит. Если нет желания, ничего не сделаешь. Это не является его внутренним свойством. Ему можно говорить о духовных понятиях, но он совершенно не слышит. Поэтому есть запрет Торы: Не ставь перед слепым препятствие.

Не нужно показывать человеку, что у него отсутствует внутренний орган восприятия духовного. Зачем приносить ему страдания? Таким его создал Творец. Оставь его в покое. Не пытайся исправить то, что Творец не сделал. Внутренняя точка в сердце человека появится, когда это станет необходимо для его дальнейшего развития. До появления альтруистического желания обычному человеку так же далеко, как до перехода от неживого состояния к растительному.

Есть люди в нашем мире, которые только устремляются за деньгами, другие - за славой, третьи - за почетом, четвертые - за знанием. И все это называется эгоизмом нашего мира. Что же выше этого? Стремление быть подобным Творцу. Это нельзя купить ни в какой аптеке, как говорил мой рав, раби Барух Ашлаг.

Это можно только получить свыше. Человек сам не знает, есть оно в нем или нет. Но каббалист, поговорив с человеком или глядя на него, может это понять. А человек пока не ощутит, не может знать. Появиться такое желание само по себе не может. Человек рождается духовно неживым.

На каком-то этапе ему дают это желание свыше, так называемую точку в сердце. Она постепенно начинает проявляться, и, согласно этому, человек стремится к духовному так же, как раньше искал материального. Нужно отличать поиск, который ведут хозрей тшува, от поиска такого человека. О начинающем трудно сказать, где он остановится.

Человек действует только под давлением внутренних желаний, полученных им свыше. И заранее очень трудно сказать, насколько хватит этих желаний, какими будут следующие и когда прекратят их давать свыше. Поэтому, когда человек вновь чувствует стремление к духовному, он должен сказать утреннее благословение как пробудившийся к жизни.

Это действительно чудо - появление в неживом чувства растительного. Таким же чудом является возникновение в человеке, который не знает, ни что такое эгоизм, ни что такое альтруизм, искры духовного стремления к Творцу, желания быть Ему подобным, а не просто любопытства знать, что такое миры: хочу их увидеть, хочу знать, что будет завтра, заниматься каббалистической астрологией и медитацией и пр..

У человека, получившего такой огромный подарок с неба, появляется возможность духовного развития с помощью 3-х факторов: истинных источников-книг, настоящего учителя, истинного окружения-соучеников. Истинные источники - это те книгм, которые точно указывают путь правильного развития: книга Зоар, книги Ари, книги раби Ю.Ашлага.

Только они, и ничего больше. Потому что от лжекаббалистов получаешь их ошибки, от которых трудно избавиться. Поэтому истинных каббалистических источников только три: книги раби Шимона, Ари, и Бааль Сулам. Найти себе истинного рава непросто: тут уж как повезет человеку свыше. Должен выбирать, должен пробовать, должен требовать и должен проверять.

Сначала - проверка, но затем - такая вера в рава, которая превыше всех сомнений. Этот пункт требует пояснений, но я их даю только устно. Окружение - это то, что создают сами ученики. Здесь рав практически очень мало может сделать. Группа строится самими учениками, потому что этим они строят себя. По окружению можно судить об уровне ученика. Без этих 3-х факторов никакого духовного возвышения ни у кого не получится.

Что такое духовное движение? В нашем мире движение означает, что объект с одного места переместился на другое. Он остался тем же, только поменял свои координаты. В духовном мире место человека определяется его духовной стуенью. Если он переходит на другое место, значит, изменил свои свойства. А если изменил свои свойства, значит, это уже не тот же объект.

Этот переход из одного качества в другое называется духовным движением. Духовное движение -это переход из одного состояния объекта в другое, с одной ступени на другую, из одной комнаты, где все подобны своими свойствами, в другую, где также все подобны своими свойствами, как будто красный свет переходит в синий.

Меняется сама суть объекта. Духовное движение - это обновление свойств. Новый объект означает, что он хоть чем-то, хоть одним свойством отличается от своего прошлого состояния. Он появляется как будто заново родившись и называется новым именем, согласно своим новым свойствам. Нет такого, чтобы имя следовало за духовным объектом. Изменился он - изменилось и его имя.

Потому что имя говорит о совокупности