Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

передать будущему творению, само обязано построить под свои свойства будущее творение.

А когда свет - исходящее наслаждение - построит под себя кли-желание им насладиться, то мера ощущения наслаждения и будет мерой исходящего из Творца света. Потому что только та порция света, которая раскрывается в кли, говорит о наслаждении им. Поэтому важно не то, сколько света в потенциале может выйти из Творца, насколько Он замыслил насладить творение-кли, а сколько это творение получило, сколько света вошло в него.

Потому что мы говорим всегда только относительно творения. И если творение получило 1 грамм наслаждения, исходящего от Творца, оно самим своим ощущением утверждает, что Творец замыслил дать ему 1 грамм наслаждения, а если ощущает 10 грамм наслаждения - значит, говорит, что Творец замыслил насладить его 10-ю граммами наслаждения. Т.е. вокруг существует весь свет, сам Творец, ты сам находишься в свете Творца, но не ощущаешь этого абсолютно, потому что у тебя нет необходимого желания.

Когда у тебя появится желание ощутить этот свет, в меру этого желания ты начнешь ощущать его. Тогда это ощущение наслаждения в действии определяет, что исходит от Творца к тебе, т.е. само творение определяет, сколько света оно способно получить. Творец может послать тебе столько света, сколько ты хочешь. Точнее, Он не посылает тебе - все это всегда существует вокруг тебя. А что и сколько ты ощутишь - зависит только от твоего желания.

Поэтому желание насладиться светом Творца мы называем местом. Духовное определение места - это величина желания. И в нашем мире тоже, когда ты говоришь: У меня нет в желудке места - здесь также речь идет о желании, а не о физическом месте. У тебя может быть пустой желудок, и в то же время нет настроения, и ты не хочешь есть.

Это не говорит о том, что у тебя в желудке нет места. Это говорит об отсутствии желания. Значит, желание - это и есть место. Иного определения у нас нет.

В духовном нет понятия тела наподобие материального вместилища, не обладающего желанием, а только емкостью. Поскольку ничего не создано, кроме желания света, то только желание определяет сам духовный объект. В духовных мирах есть лишь желания без тел. Само желание называется телом. И величина тела равна желанию. Т.е. изменение желания говорит об изменении тела, нет желания - нет тела. Например, человек в нашем мире не имеет желания насладиться духовным светом - это означает, что он не имеет духовного тела.

Итак, творение начинается с того, что из Творца выходит свет, который создает под свое желание насладить желание им насладиться, равное ему по количеству и качеству. И наполняет это желание. Такое наполненное состояние этого желания называется миром Бесконечности, состоянием бесконечного, не ограниченного ничем наслаждения. В Каббале мы имеем дело только с этими двумя понятиями: наслаждением и желанием им насладиться. Да и не только в Каббале, а вообще во всем творении нет ничего, кроме этих двух компонентов.

Каббала как наука оперирует этими двумя понятиями, составляющими творение, называя их не наслаждение и желание насладиться - то, что испытывает творение, не называет наслаждение желанием насладить Творца, и пр. чуственными определениями. Каббала подходит к творению научно и потому оперирует нечувственными терминами.

И только для того, кто может по каббалистическому тексту, как музыкант по нотам, воспроизвести внутри себя соответствующие ощущения, эти сухие термины становятся руководством к внутренним душевным действиям. Вместо наслаждения применяется термин свет, ор. Вместо желания насладиться - сосуд, кли. Меры желания и наслаждения описываются цифрами, говорящими о величине объема желания и величине света. Поскольку кли испытывает наслаждение только от наполняющего его, то лишь в этой мере

можно говорить о желании Творца насладить и о виде наслаждения. Поэтому говорить, не указывая, кто именно ощущает, - бессмысленно. Говоря мир Бесконечности, мы имеем в виду, что кли ощущает неограниченный свет, что его наслаждение неограниченно, каково желание кли - столько оно и получает. Но само желание не бесконечно - оно может быть любым, ограниченным по величине.

Но вид наслаждения, ощущения наслаждения, называется миром Бесконечности, таким кли ощущает наслаждение: бесконечным, безгранично его наполняющим. В этом и состоит желание Творца - безгранично насладить творение, а узнаем мы об этом, постигая Его действия. Никаким иным способом Он нам не открывается, только поднявшийся ближе к Творцу ощущает больше и потому может рассказать нам то,