Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

и у скалы. Но в духовном отделение происходит именно изменением свойств. Т.е. если изменилось свойство, значит, отделилось. Но почему же говорится, что хотя душа и отделена от Творца, все равно ничем от Него не отличается? Чем же отличается свойство души, части света, от простого света, что этим отличием она отделяется от своего Создателя?

Творец включает в себя различные виды и свойства, которые только можно вообразить. Но единственное, чего в Нем нет, - это желания получить, эгоизма. Творец находится в абсолютном совершенстве, желания получить у Него быть не может. Насладить души, которые и созданы Им с этой целью, является замыслом творения.

Поэтому изначально существует в природе самих душ эта потребность - желать получить наслаждение от света Творца, т.е. от Него самого, потому что Он и Его свет - это одно и тоже. В наших ощущениях мы не отделяем Творца от Его света, ощущая только свет. Свет - это ощущение Творца. Чем отделяются души - свет в человеке - от Творца?

Тем, что в них появляется желание получить Его свет, желание насладиться Им, желание ощутить Его. Тем, что эта часть света Творца заключена в эгоистическую оболочку нашего я - наших желаний, рассуждений, мнений, мыслей. Если это я отличается от Творца, то мы удалены от Него, и только в той мере, в которой наше я и Его желания совпадут, мы как бы этими своими исправленными свойствами раскрываем в себе Творца. Это подобно тому, как мы говорили, что Творец существует во всем мироздании и занимает Собою все.

Но человек своим я вытесняет Творца из какого-то объема и занимает этот объем сам. По мере исправления своих эгоистических свойств человек, аннулируя и заменяя их на желания, подобные желаниям Творца, как бы постепенно удаляет свое я, и на это место возвращается Творец, человек и Творец как бы существуют в одном объеме, потому что здесь их свойства совпадают. Духовный объем, занимаемый человеком, постоянен - таким он создан Творцом.

Но от человека зависит, какая часть его желаний будет эгоистической и какая - альтруистической. Когда все наши желания, свойства, души не будут собой вытеснять Творца из мироздания, наступит состояние полного исправления и бесконечного наслаждения. Творение станет совершенным и совершенно, как Творец. Все наше я - мысли, ощущения, взгляды, рассуждения и понятия - ограничено и определяется нашим духовным уровнем, является его следствием. Вся Тора - это то, что великие люди, каббалисты, постигли и осознали, то, что и мы когда-нибудь увидим и постигнем.

Все ощущения при духовном продвижении находятся внутри нас, нами непостигаемы. И тем, что в душах появляется желание получить, они отделяются от Творца. Потому что желание получить совершенно отлично от свойства Творца давать наслаждение. И если разница в свойствах настолько велика, что два объекта практически противоположны друг другу, то считается, что они полярно отдалены вплоть до полного неощущения одним другого. Т.е. что значит - объекты слиты в один, абсолютно подобны по своим свойствам?

Это могут быть два совершенно различных объекта, но в какой-то из моментов своей духовной истории они сравниваются по свойствам. И тогда считается, что они как бы сливаются друг с другом. Иногда бывает, что один объект лишь частично подобен по свойствам другому - тогда они частично сливаются, как накладывающиеся окружности.

Совпадение свойств происходит в том месте, где окружности совмещаются, в месте накладывания окружностей. Если из всех свойств двух объектов есть только какое-то одно, в котором они совпадают, тогда говорится, что они лишь касаются друг друга. Если же объекты совершенно не имеют общих свойств, то они отделены друг от друга.

Но это еще не значит, что они удалены один от другого, у них просто нет общих свойств. Степень отдаления, расстояние между объектами зависит от того, насколько их свойства отличны. Если их свойства полностью противоположны друг другу - они полярно удалены. Как мы в начальный момент нашего создания. Все сближения и удаления в духовном пространстве определяются только изменением свойств творения относительно Творца, т.к.

Он принимается за эталон, цель, а все движется относительно Него. Но на каждом духовном уровне человек принимает за Творца более высокий парцуф, потому что видит-ощущает только более высший, и его он принимает за своего Творца. Допустим, все желания, которые во мне, полностью эгоистические. Желания же Творца, наоборот, полностью альтруистические.

Я и Творец абсолютно удалены один от другого: нет никакой явной духовной связи, никакого