Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

дающей. Поэтому причина 1-го сокращения называется кишут-украшение.

Только потом, когда появится отличие творения от Творца, стыд начнет играть свою роль. В духовном нет насилия. Творец создал эгоистическое желание, и оно неизменно, оно просто используется в другом направлении, с другими намерениями: получает не ради себя, а ради Творца и этим становится из получающего дающим. И именно этим достигается совершенство действий Творца: создать творение, равное Себе.

Поэтому сказано, что Творец начал творение, создал эгоистическое желание самонасладиться, а праведники заканчивают творение - исправляют в себе это желание, обращая его в противоположное, альтруистическое, и так они становятся полноправными партнерами Творца.

19. ПОСКОЛЬКУ ВЕТВИ ИСХОДЯТ ИЗ СВОЕГО КОРНЯ,

ТО НАХОДЯЩЕЕСЯ В КОРНЕ

ВОСПРИНИМАЕТСЯ НАМИ КАК НАСЛАЖДЕНИЕ,

А ОТСУТСТВУЮЩЕЕ В НЕМ КАК СТРАДАНИЕ

Единственное, что создал Творец, - эгоизм, желание получить наслаждение. И это единственное, что существует, кроме Него. И это есть мы. А все, что кроме этого, - Творец, ощущаемый нами свет, исходящий из Него. Поэтому сказано: Посылающий свет и Творящий тьму. И называется Творец по этому своему действию. Т.е. Творец сотворил тьму?

Да, чтобы наполнить ее светом. Только в меру своего желания ощутить Творца можно ощутить Его. Только само наше желание и есть мера Его проявления нам. Мы сами определяем, в какой мере нам проявится Творец. Со стороны Творца - все Его управление нами построено на том, чтобы привести нас к такому исправленному состоянию, чтобы всей мощью созданного в нас желания мы смогли насладиться духовным совершенством.

Поэтому вокруг созданного Им желания насладиться и вращается все управление. А так как мера ощущения Творца, наслаждения, зависит только от меры исправленного желания, то желание называется место -место раскрытия Творца. А если это место неподготовленно к приему Творца, то оно называется тьмой и мертвым местом, ибо, ввиду отличия собственных свойств от света, оно полярно удалено от Творца, пусто и безжизненно.

Все наслаждения и страдания, ощущаемые в единственно созданном желании, зависят от того, насколько близко оно находится к своему корню, источнику или не ощущает себя в нем. Каждое созданное творение стремится к своему источнику, к тому, кто его породил, откуда оно произошло. И все, что имеется в корне, воспринимается созданиями, ветвями, как приятное.

И каждая ветвь стремится сблизиться со своим корнем, из которого произошла. Причина этого в том, что природа каждого подобна природе его породившего. А потому все, что не имеет места в корне, воспринимается ветвью как неприятное, вызывая ощущение страдания, ненависти и побуждает ее отдалиться.

А так как Творец - корень всех творений, ведь, кроме Него, нет больше никого, а все, что создано, создано только Им, то все, что в Нем, ощущается нами, естественно, как хорошее, приятное, а все, что отсутствует в Нем - ощущается нами как неприятное, потому что наша природа близка Его свойствам.

Мы созданы Им так, чтобы ощущать все Его свойства, ощущать Его как хорошее, а все противоположное - как плохое. И потому все исходящее напрямую от Творца ощущается нами как наслаждение, а все поступающее в наши ощущения не напрямую от Него, ибо отсутствует в Нем, - ощущается нами как страдание. Это закон естественной природы, для этого не надо было Творцу создавать что-то специально.

Свет Творца - для нас положителен, Его отсутствие - отрицательно. Тот, кто ощущает себя, свое я , т.е. собственное желание насладиться, тот воспринимает все исходящее из Творца как положительное, а отрицательным-все остальное. Отсюда все, что есть в свете Творца: покой, богатство, величие, любовь, надежность и т.д., нам желанно.

Отсутствие всего этого, или то, чего в Творце нет, - неприятно нам. Чтобы получить свет Творца, приятные нам ощущения, необходимо иметь подобные Творцу свойства. Зачем это сделано Творцом? Ведь Он - источник наслаждения, света, - создал приемник этого наслаждения - эгоизм, желание получить наслаждение. Зачем же Он создал также условие, что наслаждение входит, ощущается в творении только по мере исправления творением своих свойств, в меру их изменения, замены их свойствами Творца.

Зачем надо Творцу, чтобы творение было подобно Ему? Есть несколько ответов, из которых нам может стать более понятной истинная причина такого желания Творца. Во-первых, совершенство может быть только одно. И это совершенство - Он. Поэтому, вынуждая свое творение самостоятельно прийти к совершенству, Творец