Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

Для желающих достичь духовных высот этот путь непригоден. Потому что мы, чтобы ощутить духовное, должны иметь огромное желание, а путь самоограничения обратен духовному росту.

Потому сказано: Большой человек имеет большие желания - но эти желания в нем исправленные. Потому наш путь заключается не просто в ограничении желаний, а в их исправлении, в просьбе к Творцу о больших желаниях к истинному их исправлению В прошлые времена путь самоограничения помогал человеку достичь исправления.

Конечно, такие ограничения каббалисты принимали с намерением достичь духовных, альтруистических, свойств. Об этом говорится в моей 6-й книге п.6-10. Но в п.11 там объясняется, что этот путь был пригоден только для прошлых поколений. В наше время только свет Торы, помощь Творца, может спасти человека. Необходимо понять некоторые свойства того непостижимого, кого мы называем Творцом.

Это свойство полной отдачи, полного наслаждения, исходящее от того, кого мы никак не можем назвать. Свойство, исходящее свыше, называется желанием насладить. Это свойство мы называем Творцом, Создателем - потому что это свойство насладить творит (рождает, создает) второе - желание насладиться, получить наслаждение, называемое творением.

Разница между объектами в духовном не может быть ни по какому иному признаку, как только по его единственному свойству - по его желанию. Это же и в нашем мире, но в духовном мире желания оголены, а в нашем мире желания облачены во всевозможные одеяния, и потому мы можем их характеризовать по признакам их одеяний, а не их самих.

Потому что их самих мы характеризовать еще не умеем - это возможно только после того, как они оголяются, а это происходит только по мере их исправления, и только для тех, кто их исправляет. Поэтому каббалисты могут говорить только о самих желаниях и характеризовать их, обозначая знаками, номерами, изучая их взаимодействия, бесстрастно описывая их. Но это после того, как сами и на себе ощутили свои желания и наслаждения, получаемые в них. Как музыканты пользуются всего семью значками нот, так и каббалисты описывают самые величайшие в мироздании наслаждения и страдания в виде простых объяснений взаимоотношений света и кли.

Итак, в духовном есть только желания Творца и творения. И свет, заполняющий творение, соответственно его желанию. Желания Творца и творения различны: дать наслаждение и получить наслаждение. Почему же говорится, что в начале творения желания Творца и творения совпадают: Он и имя Его едины? Вот что говорил раби Элиэзер: Там был свет и желание получить этот свет, насладиться им - как одно желание.

Не было никакого различия между ними, т.к. они оба находились вместе в одном замысле творения. Шмо, Его имя - это Малхут мира бесконечности, само творение получает Свет, называемый творением Творец. Оба они исходят из самого Творца: и свет, и желание им насладиться. Пока в творении не возникло своего самостоятельного желания, а оно действует только с желанием, созданным в нем Творцом, оно не считается самостоятельным, эгоистичным, сознательно получающим.

Можно сказать, что такое творение не считается творением, потому что творением может считаться только то, что себя таким уже ощущает, ведь все мы говорим только относительно наших ощущений, а не относительно Творца. Поэтому не ощущающий своих собственных желаний, а только природные побуждения, не считается нами самостоятельным творением, а называется домэм-духовно неживой природой.

И только по мере замены своих инстинктивных природных желаний на самостоятельные, экран, человек может считаться самостоятельным от природы, от Творца, творением. А до тех пор, пока творение не пожелало само насладиться светом, не сделало от себя какого-то первого, независимого шага, до тех пор оно считается созданным Творцом и выходит из Него - так же, как исходящий из Него свет.

И поэтому нет между ними никакого различия, т.к. любое различие предполагает отсутствие чего-то в творении относительно света, а этого, естественно, быть не может, потому что это место, желание, творение, до 1-го сокращения своих желаний, до своего первого самоятоятельного поступка, всеми своими свойствами, как и свет, исходит из Творца.

Как между плодом внутри матери и матерью еще нет никакого различия в желаниях, так нет никакого различия между светом и желанием его получить, потому что оба одинаково исходят из Творца. Но как только творение почувствовало себя творением, у него появилось личное желание, отличное от Творца, оно сразу же сделало первое сокращение своего желания (Цимцум алеф)