Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

Именно Он вложил в самую глубину нашего сердца ту духовную точку, которая называется точка в сердце, из которой, получив альтруистические свойства, можно строить духовное тело - парцуф - 10 сфирот.

А пока в начинающем - она лишь точка-кэтэр. Творец отвечает только на истинное намерение, исходящее из глубины сердца. Поэтому кричать вслух бесполезно. Сами себя из этого болота мы тоже не можем вытащить. Но чтобы осознать это, человек должен вначале многократно пытаться самостоятельно спасти себя. И только убедившись, что он сам не в состоянии переделать себя, сможет покорить свою гордость и обратиться к Творцу.

Как говорится, нет большего мудреца, чем имеющий опыт. Как пишут каббалисты, единственная сила, способная помочь человеку, находится в истинных каббалистических источниках. Только изучая немногочисленные истинные книги по Каббале (Зоар, сочинения Ари с комментариями раби Ашлага и его сочинения), изучающий возбуждает окружающий свет, который постепенно очищает его (см. Предисловие к Талмуд Эсэр аСфирот п.155).

Но необходимо иметь очень точное направление намерений во время обучения, иначе можно удалиться от истины еще больше, чем был до начала изучения даже указанных книг. (См. При хахам т.2,стр.64) И для этого необходим настоящий учитель. Это -единственный спасательный круг, который бросил Творец в наш мир. В наинизшем состоянии находится человек, когда появляется в нашем мире.

Таково было желание Творца: довести человека до наинижайшего эгоистического состояния и оставить его, предоставив ему возможность самому двигаться навстречу Творцу - с помощью Каббалы, книг и учителей. Ни в коем случае нельзя понимать отдаление или приближение как механические, как расстояния нашего мира: в духовном мире сближение лучше всего представить как все большее ощущение Творца, а отдаление - как все меньшее.

Сначала я Его совсем не ощущаю, значит, Он полярно отдален он меня, хотя и существует вокруг, но не в моем ощущении. Затем я начинаю Его понемногу ощущать, что означает - приближаться. И так, все больше ощущая, приближаюсь я к Нему - до полного слияния свойствами, а следовательно, и в ощущениях.

На всем этом пути ничто не измеряется в расстоянии, а только в моем ощущении. Поскольку мы созданы воспринимать Творца, исходящий из Него свет, как наслаждение, то все, что нисходит от Него (а ведь от Него исходит все), но не напрямую - воспринимается нами как страдание. Поэтому страдание - это мера скрытия Творца. Нет ничего, кроме света Творца.

Свет - ощущение Творца - ощущается нами как наслаждение, а его отсутствие - скрытие Творца - как страдание. В творении могут быть только два этих ощущения-света-наслаждения или отсутствия света, тьмы-страдания. И тьму создает Творец, как сказано: Испускающий свет и сотворяющий тьму. Сказано так, потому что для Творца скрыть Себя труднее, чем дать свет.

Потому что это против Его свойства. Человеку в начале его пути предстоит период осознания зла, ощущения своего эгоизма как зла. Показать человеку истинную его природу можно только в контрасте с чем-то противоположным. Как сказано: преимущества света раскрываются из ничтожества тьмы. Но невозможно показать человеку сразу, кто он такой: его я не выдержит такого унижения, заставит человека покончить с собой.

Поэтому свыше это делается постепенно, в соответствии с проделанной работой и усилиями в искоренении зла. Когда он почувствует свое настоящее состояние, насколько противоположно оно свету Творца, когда испытает мучительные страдания от жгучего стыда, тогда и возникнет в его сердце истинное желание вырваться из этого состояния.

И только на это желание ответит ему Творец, дав силы вырваться из оков эгоизма. В творении нет ничего одностороннего. Нельзя познать духовного роста, не испытав перед этим ощущение падения. В то время и в той мере, как растут альтруистические качества, показывают человеку, сколько зла и эгоизма еще есть в нем на самом деле.

И вот эта противоположность свойств эгоизма и альтруизма, эти огромные ножницы, все больше и больше расширяются в человеке, он становится выше, увеличивается разница между головой и ногами, этими двумя внутренними духовными точками - из одной точки, которая в сердце, начинают выделяться две точки: кетэр-альтруистическая и малхут-эгоистическая.

И так человек растет. Для роста человека создал Творец В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ две равные, параллельные, противоположные системы миров АБЕА: чистые и нечистые. Подъем человека происходит попеременно, как бы на двух ногах. Из нечистых сил, его левой стороны, он берет