Шапошникова

Сакральный календарь друидов

филиды нередко были послами, избранными уладами для того, чтобы вести переговоры о мире с верховным королем Ирландии.

Друид Мог Руйт однажды выступил в такой роли, когда от имени своей страны обратился за помощью к жителям королевства Мунстер и принес перечень того, чем придется заплатить за эту услугу: пятьдесят мягких белых хитонов отличной выделки.

Филида высшего разряда - оллама уладов Ферхертне Мак Коирпре - описывали следующим образом: это блистательный муж в белом, перед которым отступают озера и реки, когда он уязвляет их, насмехаясь над ними, и вздувают свои воды, когда Ферхертне их хвалит.

Фертхертне играл на пирах уладов; сей поэт был настоящим королем среди всех выдающихся поэтов уладов. Ферхертне охранял арьергард короля Конхобара23, когда тот шел на земли своих врагов.

Желающему поговорить с королем, дозволялось это лишь в том случае, если он вначале обратится к Фертхертне.

Войско уладов иногда возглавлял друид Сенха Великий, сын Айлиля, которого восхваляли, как самого красноречивого человека на земле. Это был спокойный мужчина уже почтенного возраста, седой, облаченный, поверх прекрасного белого хитона, в ослепительно белые одежды с каймой из чистого серебра. Под его плащом виднелась серебряная рукоять меча. На плече Сенха носил бронзовый жезл.

Ему была дана редкостная способность утишать тремя добрыми словами гнев всех мужей на свете, от восхода и до заката. Он умел также усмирять пыл войска уладов. Современники утверждали, что его голос был нежен, как музыка, а речь отличалась силой и ясностью.

Друиды нередко принимали на себя роль послов и вели внешнеполитические дела своих племен и общин.

Эдуйский друид Дивитиак явился просить помощи у римского сената в войне против секванов, союзников германцев.

Британский друид Мерлин24 нередко выполнял посольские функции и вел сложные переговоры с послами других королей при дворе короля Артура в V веке.

Обычно друиды не принимали участия в войне и не платили податей наравне с другими. Они вообще были освобождены от всех служб и повинностей перед королем и общиной.

Этот социальный статус не мешал друидам участвовать в военных кампаниях и сражаться вместе со своей общиной.

Основные функции друидов на войне сводились к гаданию об исходе сражений, применению так называемой боевой магии: охранительной - для своего племени и вредоносной - для противников.

Случалось, что друиды непосредственно перед битвой становились между войсками, которые, выстроившись в боевом порядке, грозили друг другу мечами и копьями, и усмиряли их, словно разбушевавшихся диких зверей.

Несмотря на целый ряд приведенных ранее описаний благообразной внешности друидов, было бы ошибкой представлять их исключительно как немощных белобородых старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, носили мечи и другие доспехи, славились как сильные единоборцы, возглавляли отряды и целые дружины из вооруженных друидов или обычных воинов.

Например, известно, что современник Цезаря, друид Дивитиак командовал корпусом кавалерии и руководил военными операциями.

поэзия друидов

Среди друидов встречались ученые поэты в отличие от бардов, не имевших друидического образования.

Кельтская богиня Бригитта, дочь бога Дагды25, согласно преданию, была сама величайшей поэтессой и выдающейся представительницей сословия друидов.

Галльская надпись из Оксей свидетельствует, что Иккав, сын Оппианиона, создал канталон для Бригиндоны (галльск. Iccavos Oppianionos ienru Brigindonae cantalon). Канталон представлял собой заклинание в виде поэтического произведения.

Со временем в некоторых областях кельтского мира поэты-провидцы полностью обособились от отшельников-друидов и превратились в самостоятельное сословие, имевшее немалый общественный вес.

участие в жертвоприношениях

Кельты, как правило совершали жертвоприношения с непременным участием мудреца-друида. Прибегать к посредничеству этих людей было просто необходимо, так как они знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости.

Помощи у друидов-философов и велетов-поэтов просили по самым различным поводам и в мирное, и в военное время. Особенной популярностью их услуги пользовались во время разнообразных общественных потрясений.

По-кельтски жертвоприношение называлось ate-berto-/ berta-, что представляло собой усилительную причастную форму от глагольного корня со значением носить.

До христианизации