Шапошникова

Сакральный календарь друидов

военачальником в битве.

Я был завязкой на свивальнике дитяти.

Я был мечом в руке.

Я был щитом в бою.

Я был струной арфы,

Заколдованной на год

В пенистых водах.

Я был кочергой в очаге.

Я был деревом в лесу.

Нет ничего, чем бы я не был.

Я сражался, хоть был еще мал,

В битве Готай Бриг,

Прежде чем правитель Британии

Обрел свои корабли.

Не от матери и не от отца,

Когда я был сотворен,

Была моя плоть, была моя кровь;

Из девяти разных даров,

Из плода плодов,

Из плода Господь создал меня,

Из цветка горной примулы,

Из почек деревьев и кустов,

Из земли земной.

Когда я был сотворен

Из цветов крапивы,

Из воды девятой волны,

Я был околдован Магом

До того, как я стал бессмертным.

Я был околдован Гвидионом,

Великим колдуном бриттов

Айриса и Айруна,

Айрона и Медрона.

Мириады тайны

Открыты мне, как Магу...

Я знаю об Императоре,

Когда он чуть не сгорел.

Я знаю о звездах,

Сотворенных до Земли.

Когда я родился,

Как же много миров уже было!

* * *

Я играл в Хлоугхоре,

Я спал, укрытый пурпуром.

Разве я не был вместе

С Даланом Айл Мор

На скамье посередине

Между коленями короля

На двух тупых копьях?

Когда с неба пришли

потоки на землю,

губящие все вокруг.

* * *

Я знаю свет, чье имя Слава.

И другой властный свет,

Который разбрасывает огненные лучи

из дальней вышины.

Я был пятнистым змеем на горе;

Я был гадюкой в озере;

Я был недавно злой звездой. Я был грузом на мельнице.

Давным-давно я был пастухом.

Я бродил по земле,

Прежде чем стал ученым мужем.

Я бродил, я все обошел,

Я спал на сотне островов;

Я жил в сотне городов.

(Пер. Л. Володарской)

Из Книги Захватов Ирландии:

Я ветер на море,

Я волна в океане,

Я грохот моря,

Я бык семи схваток,

Я ястреб на скале,

Я капля росы.

Я прекрасный цветок,

Я свирепый вепрь,

Я лосось в реке...

(Пер. С. Шкунаева)

В зависимости от мировосприятия читателя, эти отрывки могут служить как иллюстрацией к учениям о переселении душ, сближающим друидов со многими цивилизациями древности, так и поэтическим выражением чувства родства со всем мирозданием, которое иногда охватывает человека под впечатлением величественности и красоты окружающей природы.

Страбон писал, что друиды утверждали, будто души и вселенная неразрушимы, однако в конечном счете огонь и вода все же одержат верх и над ними.

потусторонний мир в учении друидов

Непосвященным в таинства друиды предлагали особое повествование о загробном царстве. Им, например, были неведомы идея загробного суда и представление об искупительном круге перерождений души, когда она как бы заключена в цепь земных воплощений.

Итак, согласно понятиям непосвященных кельтов, очень далеко к западу от Галлии и Иерны61 помещалась Великая Равнина, или Равнина Услады (др.-ирл. Mag Mor/Mag Mela), которую иносказательно также именовали Землей Живых, или женщин, или вечно молодых (др.-ирл. Tir na mBeo//Tir na mBan//Tir na Nog).

Вход в царство теней, как воображали островные кельты, находился в сиде (курганной могиле). Из ворот сида в ночь Самайна в мир являлись злые духи.

Все на Великой Равнине отвечало самым сокровенным мечтам человека о наслаждении жизнью: деревья там цвели и плодоносили одновременно, а над их ветвями, отягощенными сочными плодами, витал чарующий аромат вина. Деревья не болели и не старели и были покрыты листьями золотого цвета. К тому же на Равнине повсюду росли и расцветали благоухающие цветы.

Умершие, попавшие туда, обретали самую завидную участь, особенно если сравнить ее с их существованием в ми-ое реальном. Души усопших утоляли жажду пьянящим вином и проводили время в беззаботных и радостных играх. Души мужчин не знали старения и приближения возраста бессилия, не страдали от ужасных недугов; стоит ли говорить, что не менее прекрасные тени женщин без конца предавались с ними любовным утехам, не ведая греха и нарушения запретов.

Это учение друиды распространяли в непосвященных народных массах, очевидно, чтобы сделать людей храбрее на войне и покорнее в мирной жизни - ведь если душа вечна, а загробная жизнь столь привлекательна, то земные трудности можно как-нибудь претерпеть.

Для себя друиды и здесь оставили нечто особенное. Так, некоторые обитатели сида сохраняли за собой право воплощаться в оленей, коров, птиц и людей. Боги и богини, души друидов и героев - все они, по мнению друидов, обладали даром перевоплощения и многократных приходов в земной мир. Простые общинники-земледельцы, разумеется, не попадали в число отмеченных печатью божественного (др.-ирл. andee - не-боги).

Согласно одному из