Шапошникова

Сакральный календарь друидов

с мельничный жернов.

участие друидов в осуществлении правосудия

В Галлии религиозное и светское правосудие вершили друиды. В их ведении состояли также вопросы этики. Простой народ считал друидов справедливейшими из людей, у знати были свои основания доверять их мудрости, поэтому на них возлагали рассмотрение как частных, так и общественных споров.

Итак, было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве или о границах,- решение по всем этим вопросам выносили те же друиды. Согласно древним историкам, друиды назначали награды и наказания, а если кто-либо - хоть частное лицо, хоть целый народ - отказывался подчиниться их решению, того они отлучали от жертвоприношений.

Вспоминая историю европейского раннего средневековья и борьбу папства за право управлять целыми королевствами помимо воли их королей, понимаешь, что отлучение от религиозных обрядов целых народов в кельтские времена выглядит если не преувеличением античных авторов, то явно одним из эпизодов подобной политической борьбы.

Как и позднее в христианской церкви, отлучение считалось у кельтов самым тяжким наказанием за совершенный проступок. Отлученный фактически оказывался вне закона, как безбожник и преступник. Его сторонились, словно чумного, с ним избегали разговоров и встреч, чтобы не нажить беды. Он не имел права обращаться в суд или занимать какую-либо должность.

В Ирландии должника (др.-мрл. elud) наказывали проклятием и изгнанием из общины. Беглец-изгнанник (др.-ирл. elutach) лишался гражданских и религиозных прав, и всякому, кто давал ему приют, грозило серьезное наказание: штраф в пять голов рогатого скота и уплата всех долгов беглеца.

Одна из групп филидов заведовала правосудием. Их престиж в ирландском обществе был очень высок, чему способствовали обширные юридические познания филидов и владение архаическим языком, который кроме них мало кто понимал. Этот особый язык под названием фене (др.-ирл. Beria Fene) на самом деле представлял собой мудреный и темный, возможно даже тайный, жаргон. На фене разговаривали исключительно поэты, судьи и вообще друиды.

Считалось, что филид Аморген вынес первое судебное решение, услышанное сыновьями Миля34 в Ирландии.

друиды-целители

Однажды сын кельтского бога-врачевателя приставил отсеченную руку бога Ноденса35 и с помощью заговора в три дня и три ночи исцелил его. До исхода трех дней он держал руку бога, и на ней наросла кожа. Недовольный такой дерзостью, отец убил сына и похоронил его согласно обычаю. На его могиле выросло триста шестьдесят пять целебных трав.

Дочь бога-врачевателя пришла на могилу брата, расстелила свой плащ и, собрав травы с могилы, разложила их на плаще согласно целебным свойствам. Бог-врачеватель и тут навредил: он подкрался к дочери во время этой работы и перемешал травы так, что с тех пор только друиды ведали их назначение.

Таково древнее кельтское предание о детях бога-врачевателя, желавших сделать искусство исцеления доступным многим, и фанатике-отце, для которого тайна сокровенного знания была важнее жизни и здоровья других, и даже собственных детей. Впрочем, и лекарями, и хранителями преданий у кельтов были друиды, так что распространяли эту историю они так же не без умысла.

В процессе обучения ученики друидов постигали свойства 350 растений. В течение года, каждый день лунного месяца, они знакомились с новым целебным растением.

Все члены общины приходили к друиду со своими ушибами и ранами, рубцами и болями. Друид называл каждому его болезнь и давал снадобье.

Некоторые друиды славились поразительными цели-тельскими умениями. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Друиды поддерживали о себе мнение как о сильных и мудрых целителях, обладающих искусством заживления ран, умением побеждать смерть и вообще преодолевать любое недомогание.

Избранный друидами род деятельности предполагал глубокое знание лечебных свойств деревьев, кустарников и трав. Поэтому они стремились распознать все целебные растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров, настоев и смесей лекарственных растений. Прочной основой познаний друидов-целителей об особенностях и характерных свойствах различных деревьев, кустов и трав стала практика, постоянно снабжавшая полезной информацией о свойствах человеческого организма и его реакциях на те или иные снадобья.

Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений. Выпив его, обезумевший успокаивался, забыв причину,