Шапошникова

Сакральный календарь друидов

соплеменников, включая и друидов рангом пониже, целой системе строгих правил.

Эти правила имели характер закона и выражались в целом ряде религиозных символов; а в них друиды, прошедшие хорошую школу лесного образования, ориентировались лучше крестьян или, например, воинов.

Скажем, кому-то было предсказано, что он примет смерть от пса. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным. Тем более мог достаться гейс и похуже - кто-нибудь не должен был слышать звуков арфы и не имел права охотиться на птиц.

Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке с ярмом из ясеня, переходить посуху определенную реку или останавливаться на постоялом дворе.

Генсы, налагаемые на короля, были, как правило, сложны и многочисленны. Иногда верховный король Ирландии не имел права:

* возвращаясь домой, обращать правый бок своей повозки в сторону столицы, а левый - в сторону другого сакрального центра;

* охотиться на зверей определенной местности;

* покидать пределы столицы каждую девятую ночь;

* проводить ночь в доме, где огонь после захода солнца светит наружу и виден снаружи;

* идти вслед за тремя людьми в красном, направляясь в дом человека, одетого в красное;

* допускать кражи во всем королевстве;

* принимать в одиночку хоть женщин, хоть мужчин;

* вмешиваться в ссору между двумя своими слугами и т. п.

Считалось, что нарушение гейса может привести к несчастью или даже смерти.

В обязанности друидов входило и руководство обрядом Священной Весны. Этим ритуалом сопровождали уход группы юношей или девушек из родной общины с целью образовать дочернее поселение в другом месте.

Строители империи

Зимой голые кусты боярышника,

Летом здесь рос шалфей, кричали перепела

Вся земля вдоль реки плодородна

На три тысячи миль, и обрывы из глины

Рута, медвежья трава по берегам

И множество птиц гусей и следы

Медведей, лосей, волков и бизонов -

Без счета, так, что не видно за пылью...

Арчибальд Макл1 Перевод М. Зенкев

друиды и водная стихия

Друид (велет) считался повелителем воды. Ему приписывалась способность налагать заклятия на воды и связывать их. Понятное дело, что утопить прилично подготовленного друида было физически невозможно: воды в подвластном ему водоеме немедленно иссякали.

Приводимые в древних источниках истории о колдовских подвигах друидов в основном свидетельствуют скорее о могучей силе их творческого воображения, помноженной на свойственную всем людям склонность путать желаемое с действительным, нежели о реальных человеческих поступках.

За некоторыми друидами признавалось умение связать воды целой области так, что повсюду мелели водоемы, иссякали источники, пересыхали колодцы и в итоге все живое гибло от обезвоживания.

Другие умельцы, наоборот, могли развязывать воды: ударом острия копья они выводили подземные источники на поверхность и наполняли водоемы живительной влагой. Для этого друиды использовали специальные чудесные копья, очевидно, аналог прутиков - инструмента водоиска-телей у некоторых других народов.

Друиды знали о целебной силе воды некоторых источников. К таким источникам для совершения целительного омовения они водили больных общинников или раненых воинов.

Во всей этой истории нет ничего удивительного, хотя ут-прождение, что после такого омовения болезни и раны исчезали, выглядит явным преувеличением.

Водой из целительных источников друиды также облегчали роды и... превращали младенцев в героев - почти как нимфа Фетида своего сына Ахилла, правда ничем хорошим для него это не закончилось.

Некоторым друидам приписывалось обладание властью над морскими волнами, из которых мудрецы черпали тайные знания, пророчества и знамения грядущих событий.

Если стране грозила большая опасность, друиды могли прибегнуть к особым водным заклинаниям против завоевателей. В этом случае они должны были петь, пока на поверхность не вздымались воды из самых глубин моря; идеальным результатом такого моления был сильный шторм, который призывали рассеять и потопить чужеземный флот.

друиды и стихия огня

Друиды использовали огонь в обрядах жертвоприношения, а также во вредоносной и охранительной магии.

Галльские друиды в определенное время года собирались в священном месте (лат. locus consecratus) в стране карнутов45, которая считалась центром. Именно там они возжигали священный огонь для всей Галлии.

В сакральном центре Ирландии, верховном королевстве Мит46, друиды сходились в ночь праздника Самайн, чтобы совершить жертвоприношения всем богам. Они разжигали особый ритуальный костер