Шапошникова

Сакральный календарь друидов

CALENDARIA

под ред. А. , В. Татаринова

М.: Эксмо-ПРЕСС 2001

Глава 1. Друиды

Друиды (лат. druides, druidae; druiades) - собирательное наименование кельтских жрецов исторической эпохи, которое подчеркивает их связь с древесным ведовством. Собственно говоря, друиды - это древоведы.

Кельтские друиды, как ни одно другое из подобных им сословий у индоевропейских народов, были знатоками девственного европейского леса, его свойств и возможностей. С деревьями и лесом тесно связаны как происхождение друидов, так и их исчезновение.

Сословие друидов возникло в доисторическую эпоху в результате постепенного освоения пракельтами некогда девственных и необъятных лесов Европы. Приспособление кельтского общества к окружающей среде нашло свое непосредственное выражение в особых знаниях жреческого сословия.

Похоже, исчезли друиды не столько под давлением римской администрации или христианской религии, сколько в результате вырубки западноевропейских девственных лесов, служивших на протяжении пяти тысячелетий кормильцами и жилищами для друидов.

истоки учения друидов

Происхождение классической формы друидического учения скрыто во мгле веков. Вероятно, не будет большой ошибкой предположить существование культурного влияния со стороны Средиземноморья, которое испытала галльская друидическая традиция в середине первого тыс. до н. э.

Не исключено также глубинное сходство изначальных концепций пифагорейства и друидизма. В то же время, кельтское жречество могло испытать и непосредственное влияние со стороны школы Пифагора. Известно, что еще при жизни Пифагор был высоко почитаем у галлов и кель-тиберов, а его ученики и последователи пропагандировали идеи Пифагора в стране гетов (Залмоксис) и в галльских общинах Северной Италии и на юге Франции (Абарид).

ЗАЛМОКСИС

Залмоксис-гет2 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он нажил богатое состояние.

Вернувшись на родину, Залмоксис соорудил и обставил себе андрон (пиршественный зал) по ионийскому образцу и стал принимать в нем знатнейших гетов и фракийцев. Задавая им угощения на славу, Залмоксис заодно поучал своих гостей, что ни сам он, ни они, ни их потомки до бесчисленных колен не умрут, а придут в страну, где обретут вечную жизнь и всевозможные блага.

По-видимому, агитация не приносила должных плодов, и сообразительный Залмоксис вспомнил фокус, которым в свое время с большой пользой для себя и своего учения воспользовался великий Пифагор. Соорудив подземную комнату, Залмоксис удалился в нее и исчез на некоторое время из общества гетов. Пребывавшие в неведении относительно его истинных намерений соотечественники стали тосковать о Залмоксисе (несомненно, пиры в ионическом духе тоже произвели на них надлежащее впечатление) и скорбно оплакивали безвременно пропавшего земляка как умершего.

Тем временем мать Залмоксиса тайно носила ему в землянку еду и деревянные дощечки, на которых добросовестно записывала все новости гетского мира. Так он прожил, три года. Судя по всему, Залмоксис относился к натурам на редкость решительным и целеустремленным, а его мать украсила бы собой службу оповещения любой законспирированной организации.

На четвертый год Залмоксис явился гетам, тощий как скелет, и объявил, в точности как и его учитель Пифагор, что прибыл из царства Аида. Залмоксис плел небылицы о странствиях его души в царстве Аида и рассказывал вполне достоверные истории о том, что произошло за время его отсутствия на земле. Легковерные геты были так потрясены, что заодно уверовали и в его учение.

Согласно некоторым свидетельствам, Залмоксис также облагодетельствовал гетов законами собственного сочинения и вселил в них мужество, убедив, что душа бессмертна.

Так или иначе, но для галлов и траллов3, да и многих других варварских племен, обитавших у Истра4, действительно было характерно представление о том, что душа умерших не разрушается, но пребывает вечно и потому нужно не бояться смерти, а смело идти навстречу опасности.

Страбон рассказывал о Залмоксисе несколько иную историю. Согласно его сведениям, Залмоксис по возвращении на родину завоевал почет и уважение у правителей и народа еще и как редкостный знаток и толкователь происходящего на небесах.

Судя по всему, дарования Залмоксиса не ограничивались пифагорейскими познаниями, поскольку в конце концов ему удалось убедить царя сделать его соправителем, как человека, обладающего способностью открывать волю богов.

Для начала Залмоксису предоставили должность жреца наиболее почитаемого гетского бога, а уже потом богом объявили и его самого.

Став богом,