Шапошникова

Сакральный календарь друидов

которая вывела его из себя.

Бесноватых и обезумевших друиды приводили в норму еще и таким способом: крепко держа больного за руки и за ноги и распевая над ним свои волшебные песни, пока разум бедолаги не начинал проясняться. Последняя процедура очень напоминает изгнание бесов молитвами в христианской церкви; надо думать, результаты подобной терапии тоже были сопоставимы.

Виноградная лоза

Лоза сухая, подожди.

Не зеленей весной до срока.

Корнями цепкими уйди

В подземный пласт глубоко.

Впитай в себя всю мглу земли

И знай, что твой настанет час.

Пока подольше сон продли,

Зажмурь зеленый глаз.

Пусть ветер теплый оживит

Все первоцветы на полях.

Лоза, засохшая на вид,

Копи неспешно сок в корнях.

Глазам пытливым не видна

Та сила, что поднимет сок

По кладезям, где тишина Баюкала росток.

Я знаю дерево. Оно

Стояло мертвое, как ты,

Но лист заветный все равно

К нам плыл из темноты.

Верном Уоткинс. Перевод Н. Сидориной

Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания - огнем, железом и лекарством,- непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством.

Как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой.

В оздоровительных целях они также использовали природные источники, которые особенно рекомендовали для лечения раненых или тяжело больных. Впрочем, в некоторых случаях друиды предписывали раненным стрелами купание в яме с коровьим молоком.

дендрология друидов

Омела и Дуб

У друидов... нет ничего более священного, чем омела и дерево, на котором она растет. Причем считается, что она всегда растет на дубе. Только по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева... Они в самом деле считают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом... - писал Плиний в своей Естественной истории.

Более всего известен друидический обряд, касающийся сбора омелы на дубе. Такую омелу случалось найти очень редко, и, когда это удавалось, друиды снимали ее, устраивая большую религиозную церемонию. Они величали омелу именем, означавшим тот, который все исцеляет36.

Обряд происходил на шестой день лунного месяца. Этот день выбирался потому, что луна в нем обладала уже достаточной силой, хотя и не достигала еще середины своего роста.

Приготовив у подножия дерева все необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы, друиды приводили двух белых быков, у которых впервые были связаны рога37. Жрец, одетый во все белое, взбирался на дерево и отсекал омелу золотым серпом. Срезанное растение с соответствующими церемониями собирали в белый плащ.

После этого друиды закалывали жертвенных животных, молясь при этом богу Эзусу38, чтобы он сделал жертву благодатной для тех, ради кого она была принесена.

Друиды верили, что омела, если напиток из нее приготовлен надлежащим образом, способна исцелять скот от бесплодия и служить средством против всех ядов.

Можжевельник

Растение, похожее на сабину39, друиды называли селаго (кельт, selagon, лат. selago, -onis).

До проведения обряда следовало принести жертву хлебом и вином. Собственно обрядовые действия друиды проводили, облачившись в белое и предварительно вымыв ноги.

Срезая селаго, друиды не пользовались железом. Правую руку они пропускали под одеждой так, чтобы она вышла с левой стороны, словно они хотели что-то украсть. Несли растение селаго, завернув его в новое белое полотно.

Галльские друиды утверждали, что селаго служит талисманом против всякой хвори, а его дым исцеляет все болезни глаз.

Кувшинка

В зеленой аптеке друидов нашлось место и болотному растению, которое они называли самол (кельт, samolos, лат. samolus).

Самол следовало собирать левой рукой натощак. Это растение являлось талисманом против болезней скота. При его сборе необходимо было соблюдать, кроме выше названных, следующие правила: тот, кто срезает самол, не должен оглядываться, а также класть это растение куда бы то ни было, кроме того места, где хранят напитки.

Тис

Дерево тис (кельт, eburos) имело в учении друидов огромное значение и было почитаемо многими кельтскими племенами. Некоторые из них вели свое название от этого дерева (лат. Eburones, Eburovices) и подбирали соответствующие названия своим городам (Eburacum - coвp.г. Йорк).

Когда к друидам обращались с просьбой отыскать пропавшую вещь или человека, они вырезали из тиса четыре прута, на которые наносили знаки Огмия40. После этого их внутренний источник мудрости и огамические