Шапошникова

Сакральный календарь друидов

в. н. э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии запрещали обращенным в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения.

Известно также, что Св. Патрик около первой трети V в. н. э. не позволял обращенным ирландским филидам совершать какие-либо приношения, служившие, по его мнению, жертвой дьяволу. Как будет видно из дальнейшего, в чем-то он был, безусловно, прав.

жертвоприношения ПРИ помощи огня

В некоторых кельтских племенах к жертвоприношениям, сопровождающимся сожжением людей, подходили с известной долей смекалки. Для этой цели использовали огромные чучела из прутьев, набитые еще живыми людьми. После - оставалось только поджечь дрова, которые умелые руки друидов расположили под чучелом,- и боги могли наслаждаться жирным дымом угодной им жертвы.

Вообще, человеческие жертвоприношения у кельтов отличались удивительным разнообразием обрядов, что, несомненно, было заслугой друидов, хранителей традиций и знаний общины. Свои жертвы кельты расстреливали из лука, распинали в святилищах, а иногда сооружали огромную статую из сена и дерева, бросали туда скот и всевозможных диких животных, а также людей, и уже потом все это вместе сжигали.

Не обходились без человеческих жертвоприношений и погребальные обряды знатных кельтов.

На погребальный костер было принято возлагать различное имущество, скот, а в некоторых случаях и людей, к которым покойный король или выдающийся воин был особенно привязан. Правда, некоторые очевидцы утверждали, будто были свидетелями случаев, когда люди по собственной воле бросались в погребальные костры своих близких.

жертвоприношения при помощи меча

Кельты верили, что душа и чувства человека сосредоточены у него в голове. По их убеждению, вовремя отрезанная голова могла сохранять жизнь даже после гибели тела. Тем самым воин, обезглавив поверженного соперника, забирал себе его силу и мужество.

Выиграв сражение, кельты чаще всего отрубали головы у трупов противников. Возвращаясь с войны, они увешивали головами убитых врагов шеи лошадей, а затем, вдоволь похваставшись своей доблестью, прибивали в назидание прямо у входа в жилище... Черепа, прибитые к деревенскому частоколу или к дверям дома воина, призваны были приносить удачу и отпугивать духов зла.

Отрубленные головы знатных воинов кельты любили смазывать кедровым маслом и демонстрировать чужеземцам.

Друиды не только возлагали человеческие головы на жертвенники, но и украшали ими стены святилищ - простых сооружений из дерева с соломенными кровлями и террасами для обрядовых шествий и принесения жертв.

На юге Галлии находились два святилища, где отрубленные головы стали предметом особого поклонения кельтов. Сохранившиеся черепа были аккуратно разложены по специальным нишам высоких каменных пилонов. В некоторых, особенно богатых, кельтских святилищах черепа убитых врагов полностью очищали от плоти, оправляли в золото и совершали в них возлияния богам.

Считалось, что вражеские головы, закопанные под городами или крепостями, защищали жителей от мора и нашествий врагов - правда, пока их кто-нибудь не выроет обратно.

Известны также истории о добровольных жертвоприношениях, на которые люди шли под давлением каких-либо житейских обстоятельств или стремясь принести таким образом пользу своей общине.

Некоторые решались предложить себя в жертву за серебро, золото или определенное количество сосудов с вином.

Получив оговоренное при большом стечении народа и торжественно засвидетельствовав выполнение соглашения, такой человек распределял дары между близкими или друзьями, а затем ложился на щит, и стоявший рядом ударом меча перерезал ему горло.

Впрочем, искушенные в своей науке друиды держали про запас столь коварные приемы, что их противников оставалось только пожалеть. Друид, например, мог обратиться в жертвенную корову, и, когда ничего не подозревающий враг приносил это животное (друида в образе коровы) в жертву, племя друида одерживало победу.

жертвоприношения при помощи воды

Согласно представлениям кельтов, бог Тевтат32 требовал ритуального утопления жертвенных животных, людей и Других приношений. Особенно богу Тевтату были угодны слитки и изделия из драгоценных металлов.

Некоторые озера Галлии пользовались у жрецов-друидов особенно высокой репутацией. Не удивительно, что запасы золота и серебра в священных озерах вокруг Толосы (совр. Тулуза) оценивались во времена Посидония33 в 15 тысяч талантов. Завоевав Галлию, римляне пустили ее священные озера с торгов, и наиболее удачливые скупщики еще долго вылавливали оттуда серебряные поковки величиной