Шапошникова

Сакральный календарь друидов

островах, было принято оказывать бардам меньший почет, чем друидам. Судьба валлийских бардов оказалась более завидной. Здесь решающую роль сыграло раннее утверждение христианства в Британии и последовавшие за этим серьезные изменения в традиционной социальной иерархии кельтского общества.

Христианские епископы и пресвитеры вытеснили конкурентов-друидов из сферы богопочитания и повели борьбу как с мирским, так и с отшельническим ответвлениями этого сословия. Поэтому барды и мирские друиды постепенно превратились в городских веледов, а друиды-отшельники, которые, стараясь держаться подальше от городов и проезжих трактов, обитали в обширных лесных массивах, сохранили за собой симпатии более консервативного сельского населения.

В ирландской традиции лесные отшельники-друиды - волхвы и колдуны - противопоставлялись мирянам-филидам,т. е. поэтам.

Филиды, кроме литературы, занимались также прорицаниями, однако были удалены от проведения жертвоприношений, что позволило им легко пережить христианизацию.

Чтобы стать настоящим филидом, требовалось достаточно серьезное образование, поэтому, в зависимости от результатов, достигнутых в освоении наук, филидов делили на немалое количество разрядов.

Наряду с филидами-прорицателями (др.-мрл. faith) и филидами-сказителями (др.-мрл. scelaighe) существовали филиды-целители (др.-мрл. liaigh) и филиды-судьи, законники (др.-ирл. brithem).

Филид первого разряда должен был знать на память 250 больших занимательных историй и 100 малых. По своему рангу он приравнивался к королю области.

Филиду второго разряда достаточно было выучить наизусть всего семь больших историй. Но и на пиру он довольствовался кусками похуже, и сопровождал его совсем небольшой эскорт.

Тем не менее филиды седьмого, восьмого или даже одиннадцатого-тринадцатого разрядов всегда сохраняли преимущество перед бардами. Основанием такого невысокого уважения к бардам служило мнение, что у барда для занятия своим ремеслом не было нужды в образовании (ему хватало собственного ума), следовательно, и ценность его как человека ученого была невелика.

иерархия друидов

Во главе всех друидов, как правило, стоял один, пользовавшийся среди своих собратьев величайшим авторитетом. Главный друид появлялся на людях в сопровождении свиты из представителей друидов области или даже страны, а также их учеников.

После смерти такому друиду наследовал самый достойный, а если таковых набиралось несколько, то дело решали голосованием. Иногда спор о первенстве приходилось разрешать при помощи оружия. В Ирландии короля друидов (лат. rex druidum; др.-ирл. righ druadh) избирали именно таким образом.

Верховные друиды (лат. magistri druidum) составляли наиболее авторитетную верхушку всего сословия жрецов-отшельников.

школа друидов

Друиды были хранителями и толкователями древней мудрости, носителями особого учения.

Свои знания друиды устно передавали ученикам вдали от людей и их жилищ, в тишине, в глубине пещер и лесов. Урок. проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем и толкователем которых был жрец; учитель как бы доверял ученику по секрету свои знания.

Ученики приобщались друидами к священным тайнам дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни.

Другие кельтские сословия также узнавали от друидов немало важных вещей, например, о своих обязанностях. Всадника, скажем, учили тому, что его основное предназначение - быть воином и уметь умирать (лат. metu mortis neglecto).

Учениками друидов-отшельников становились дети друидов-мирян, воинов и простых общинников. Так как длительное обучение было связано с большими расходами, состав учеников обычно ограничивался выходцами из зажиточных семей.

Одни юноши сами поступали в науку к друидам, других присылали родители и родственники.

Выдающиеся друиды могли иметь множество учеников; иногда у них собирались целые отряды из молодых людей благородного происхождения, по сто человек и более. Но из такой сотни бестолковых повес подчас лишь восемь-двенадцать обнаруживали способности к науке друидов.

За время обучения юноши выучивали наизусть множество стихов, поэтому некоторые из них постигали курс знаний в течение двадцати лет.

Записывать стихи мудрые друиды считали греховным. Это было проявлением принципиальной позиции, а не невежества: во всех прочих случаях, например, при оформлении общественных и частных записей они пользовались греческим и латинским алфавитами.

Друиды придерживались такого порядка по двум причинам. Во-первых, они вовсе не желали, чтобы их учение стало доступным любому