Роберт Аллан Монро

Далекие путешествия

с воображаемыми <долгами>... Этот список можно продолжать до бесконечности.

В целом, причину того, что <Тот, кто в первый раз> превра-щается в <повторялу>, можно выразить очень кратко: человеческое существование вызывает привыкание, почти наркотическую зависимость.

Такую увлеченность (или, если угодно, падение с орбиты) вызывают два мощнейших фактора. Достаточно представить себе их тесное взаимодействие, переплетение, и станет понятно, насколько сложной может быть <ускоренная система человеческого обучения> - особенно в тех случаях, когда его проходит неподготовленная и ничего не подозревающая энергетическая форма. Вполне возможно, что эти сложности являются неотъем-лемой частью самой программы. Любые попытки описать их тем, кто никогда не был человеком, оказываются совершенно бесплодными - сделать это не проще, чем объяснить <новичку> статус <выпускника>. Упомянутыми факторами являются <иска-жение инстинкта выживания> и <растраты первичной энергии>.

Искажение инстинкта выживания

Подобно животным, растениям и прочим представителям органической жизни, физический человек с рождения несет в себе могущественный инстинкт - волю к развитию и жизни, желание выжить. Этот инстинкт выражается в двух основных проявлениях. Защита материального тела и забота о нем Первым требованием является поиск и поглощение воды и пищи. За ним следует необходимость окружать тело теплом или прохладой, а после - потребность уберечь тело от хищников - в самом широком смысле, от других людей и плотоядных животных до насекомых и мельчайших вирусов. Когда несколько таких потребностей вступают в открытое столкновение и пытают ся выяснить, какая из них важнее, возникает классическая дилемма <драться или убегать>.

Впрочем, в перечисленных фактах не видно никакого про-тиворечия. В чем, собственно, проблема? Все нормальные люди тратят большую часть периодов бодрствования на удовлетворение этих потребностей в той или иной форме. Иного выбора просто нет. Если вы не сомневаетесь, что такие потребности будут удовлетворены (чем угодно -вашими собственными усилиями, заботами домашних либо государства) и завтра, и на следующей неделе, и на протяжении всей жизни, то находитесь на самой вершине пирамиды человечества и относитесь к числу избранных, составляющих лишь одну миллионную долю населения Земли. Нет ничего нового и в поразительных искажениях, которым подверглись такие основополагающие потребности. Запасы пищи и прочих предметов (лишь на тот случай, если в будущем наступят трудные времена), бесконечное разнообразие продуктов, предназначенных не столько для питания, сколько для наслаждения вкусом и эстетического удовольствия, особые приемы приготовления и сервировки блюд... Такие извращенные формы <питания>, как спиртное, наркотики, табак... и последующее воз-вращение к полезным для здоровья продуктам. Одежда, которая не просто удерживает тепло, но и красиво сшита, окрашена любимым цветом и приятна на ощупь, одежда на все случаи жизни -и, разумеется, следующая изменчивой моде. Крыша над головой, которая давно перестала походить на скромную хижину среди холмов: большие дома, выстроенные в удачном месте, обо-рудованные часто сменяющейся новейшей мебелью, удобствами, украшениями - и все это, прежде всего, в угоду индивидуальным вкусам и велениям моды, и лишь отчасти - требованиям комфорта и преувеличенным <нуждам>.

Многие новшества довели человека до такого состояния, когда ему уже не так легко умереть. Примером может служить сложнейшее и безумно дорогое оборудование для поддержания жизни в современных клиниках. Главное, чтобы тело продолжало жить, остальное не важно. В некоторых <цивилизованных> обществах самоубийство считается преступлением. Интересно, кого наказывать, если оно состоялось? Подобные излишества и усложнения обосновываются и оправдываются бесчисленными причинами, но совсем не многие из них способны выдержать критику и тщательный анализ их необходимости. Обстоятельства осложняются соперничеством в накоплении и распределении различных предметов, которое во всей полноте отражает естественный физический закон спроса и предложения. Чтобы уберечь накопленные <богатства>, призванные служить материальному телу (которое мы считаем собой), приходится привлекать многочисленные дополнительные средства: замки и запоры, ограды вокруг домов, двери и ворота, законы и правила, лекарства и медицинское оборудование, оружие, поли-цию, юристов и врачей, разнообразные панацеи, города и госу-дарства, банки, армии и атомные бомбы.

Эти искажения и становятся тем клеем, из-за которого