П.Пандаев

Мракобесие для простаков

диакона

Кураева к противопоставлению буддийского пути отречения и пути

христианского:


А.Кураев: '...В христианском мире грех -- не наличие любви и

желания, а малое количество и недолжная направленность того и

другого. ... Надо не уничтожать желания человека, а воспитывать

их, ослаблять страстные устремления и обращать энергию человека

(в том числе и энергию эроса) на служение Богу' [3, с.431]


В тибетском буддизме также существует учение о пути преображения,

разница лишь в том, что этот путь подходит не каждому.


'Низшая Тантра -- это в основном путь очищения, высшая Тантра это

путь преображения. Тантра означает непрерывность энергии. Это

признание ценности энергии и всего, что заключено в существовании

человека, нечто такое, что в Сутре никогда не упоминается. В

Сутре три страсти: неведение, привязанность и гнев -- называются

тремя ядами и считаются самыми пагубными. Вследствие этих трех

страстей вы можете создать много отрицательной кармы и в

результате бесконечно пребывать в сансаре. Следует отречься от

причины этой бесконечной сансары, от этих трех страстей, потому

что ничего ценного в них нет. Однако, согласно тантризму, хотя

это и страсти, природа их -- энергия. Энергия имеет свои хорошие

и плохие стороны, но корень их один и тот же. Если вы откажетесь

от этой энергии, то совершите ошибку. Если же вы используете

энергию и преобразуете страсти, то получите пользу. Понимание

тантризма заключается в признании этой энергии.' [14, с.161]


Что касается цитируемого А.Кураевым определения из 'Теософского

словаря' Е.П.Блаватской : 'Тантра. -- Буквально 'закон или

ритуал'. Определенные мистические и магические труды, главной

особенностью которых является поклонение женской силе,

олицетворенной в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) --

это особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими

силами -- худшая из форм черной магии и колдовства' -- то судя по

содержанию ('Шакти -- активная женская энергия богов' и т.д.),

Е.П.Блаватская имела в виду не буддийский тантризм, а индуистские

тантры.


Представление о Шакти -- божественной силе, творческом женском

аспекте высочайшего Бога (Шивы) или его эманации не играет

никакой роли в буддизме, в то время как в индуистских тантрах это

представление о силе (Шакти) занимает главное место. 'Из единства

Шивы и Шакти сотворен мир', -- говорят индуистские тантры.

Буддист же стремиться не к творению и развертыванию мира, а к

возвращению в 'несотворенное, неоформленное' состояние шуньяты,

из которой все проявилось и которая находится по ту сторону всего

сотворенного. Осознание этой шуньяты есть праджня -- запредельное

высшее знание, а реализация этого высшего знания в жизни есть

Просветление'. [16, с.287-279]


Смешивание индуистской и буддийской тантры -- либо преднамеренно,

либо свидетельствует о явной некомпетентности автора в отношении

данного вопроса.


В своих рассуждениях о Тантре А.Кураев отталкивается, в основном,

от высказываний, подобных этому: 'Тантризм -- высшая магия

ламаизма' так его определяет И. Ломакина'. Или: 'Именно в Тибете,

в 'Шамбале' буддизм был воспринят в своей тантрической

разновидности, как практика ритуального контакта с силами тьмы.

Этот стремительный поворот к тантризму, в сторону чародейства,

всяческих суеверий и туманного символизма замечается в северном

буддизме с VIII века. Отныне считается, что 'вместо длинной цепи

перерождений человек может достигнуть нирваны через одно короткое

тайное заклинание -- дарани. Так вырождался буддизм из

философской системы в простое колдовство' (Токарев С.А. Религия в

истории народов мира. -- М., 1964, с. 452.) [3]


Подобные комментарии и обобщения могут свидетельствовать только о

незнании указанными авторами истинной сущности буддийской Тантры.

Основная идея Тантры, как и других учений буддизма, заключается в

достижении состояния совершенства и просветления (обретения

природы Будды). Теоретической основой тантризма являлась теория

единства природы и человеческого тела, рассматривавшая их в

качестве двух аспектов одной