П.Пандаев

Мракобесие для простаков

[там же]


О том, что сами буддисты вовсе не считают Нирвану угасанием

сознания, красноречиво свидетельствует и высказывание Далай-ламы:

'...это свобода от оков. До тех пор, пока еще остаются

психофизические совокупности, произведенные прежними омраченными

действиями и сквернами, это, как говорят некоторые, нирвана 'с

остатком'. Когда таких совокупностей больше нет, это нирвана 'без

остатка'. 'Без остатка' означает, что не осталось психофизических

совокупностей, произведенных омраченными действиями и сквернами,

однако поток сознания и поток неомраченных психофизических

совокупностей все-таки существуют.' [2]. О том же сказано и в

ранее приведенной цитате из 'Ламрим Ченмо' Цонкапы, где говорится

об обладании Буддой всеми возможными достоинствами.


Читая 'Сатанизм для интеллигенции', можно найти примеры и

обратного свойства -- достаточно древние и признанные идеи автор

пытается представить, как позднейшие выдумки и искажения:


'Евpопейская популяpная каpмическая идеология убеждена, что душа

может сменить тело и психическое наполнение своей жизни на новые

так, как меняют ветхую одежду.' [3, с.398].


Это действительно так, но этой идее по меньшей мере несколько

тысяч лет и потому она никак не может быть изобретением западных

теософов.


'Как, покинув старые одежды, человек берет новые, другие, так,

покинув старые тела, входит воплощенный в другие, новые.'

(Бхагавад-гита, II.22) [12]


Как уже отмечалось ранее, автор руководствуется в основном

суждениями о буддизме лиц, зачастую не являющихся последователями

этой традиции, или даже являющихся ее критиками. Ссылаясь на

книгу Кожевникова 'Буддизм в сравнении с христианством', он

утверждает, что Будда '...называет состояние единения с великим

Брахманом -- несуществующим' [3, с.443]. 'Будда принес 'благую

весть': это ложная цель, нет пути к Брахме и не надо.' [3, с.

422]. Действительно, некоторые буддисты придерживаются и таких

взглядов, но сам Будда в 'Сутре о познании Вед' говорит иначе:

'Поистине, Васеттха, чтобы бхикшу, безгневный, добрый, чистый,

свободный, мог бы по смерти, по разрушении плоти, соединиться с

Брахмой, -- такой порядок вещей легко может быть.' (III.8). В

этой сутре он действительно критикует брахманов, но критикует он

их по сути за фарисейство, за то, что они ведут такую жизнь,

которая не приведет их с соединению с Брахмой, которому они учат:

'Привязанные к тем пяти вещам, источникам страсти, побеждаемые

ими, жадные до них, не видящие в них опасности, не знающие их

мимолетности, счастливые ими -- чтобы те брахманы могли по

смерти, когда разрушится тело, соединиться с Брахмой, -- не может

быть такого порядка вещей' (I.28).


Можно задать вопрос, почему же столь мало у Будды упоминаний о

Брахме? Среди учеников Будды, как и среди учеников Христа, было

немало людей из простого народа. Если бы он употребил слово

'Брахма' в разговоре с необразованными людьми, в их сознании

этому слову соответствовал бы образ личностного бога вроде Зевса

или Иеговы, а вовсе не этому собирался учить Будда. Но в

разговоре с двумя учеными брахманами, как в 'Сутре о познании

Вед', он мог свободно употреблять этот термин, зная, что он будет

понят ими в более высоком философском смысле. 'Будда Шакьямуни,

благодаря своему всеведению, распознавал различия в способностях

и знаниях людей. Передача учения действительно требует от учителя

знания способностей и условий своих учеников.' [13, с.49]


_________


* Палийский канон и Канджур представляют собой собрания сутр, т. е.

записей поучений Будды, которые используются соответственно шри-ланкийскими

и тибетскими буддистами.


** Дхаммапада -- тематический сборник кратких изречений и поучений Будды.


*** 'dge Lugs' -- переводится, как 'добродетельные'. Эту школу основал

прославленный тибетский ученый Цонкапа Лобзанг Трагпа (1357-1419). Перечень

основных текстов школы Гелуг приведен в конце первой главы.




1.3. Буддийская Тантра (Тантраяна) и 'теософский Змей'


Искаженное понимание учений тибетского буддизма привело