Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

против которой древняя мудрость велит

напрасно не бунтовать.

Буддисты, видимо, поведут себя так же, как конфуцианты. Ведь их не

интересуют проблемы окружающего мира, а тем более то, что происходит

за пределами Земли.

Брахманисты и индуисты давно населили небесные тела множеством

божеств. Они олицетворили звезды. Они вообще все предвидели,

мифологизировав, а иногда и обожествив основные астрономические

явления. Едва ли для них реальность может оказаться богаче вымысла.

Зато для мусульманина потрясение может стать весьма сильным. Ведь в

Коране - книге, на которую опирается его вера, где все предусмотрено и

даны все правила жизни, - ничего не говорится об инопланетянах.

Поэтому исламский мир, надо предполагать, с трудом перенесет это

событие. Разве что укоренившийся в арабских

народах фатализм послужит им надежным щитом. Тогда они отгородятся от

новых планетарных и космических перспектив гордым равнодушием..

Мы лишь в последнюю очередь говорим о том, как бы могли повести себя в

этой ситуации последователи христианской религии, поскольку положение

Церкви было бы весьма дискомфортно. Христианство покоится на догмате

Воплощения Бога, и антропоцентричнее этого ничего быть не может. Когда

рухнул геоцентризм и Земля стала одной из многих планет, христианский

догмат был поколеблен: стало труднее понять, почему именно Земля

удостоилась посещения Самого Бога в человеческом облике.

Если же мы убедимся в существовании других разумных рас, проблема

Воплощения станет еще намного острее. 'Как могло случиться, - наивно

спрашивает А. Жире, - что Создатель миллионов миров оказал нам

чрезвычайную честь, послав Свое Слово, Единородного Сына на нашу

Землю, не имеющую ничего чрезвычайного, напротив того - один из

мельчайших комочков вещества в космосе?'

Но уже Камилл Фламмарион заметил, что 'если мы будем вводить в понятие

о Всемогут щем различие между большим и меньшим, это будет ложным и

неполным представлением о Нем... Приписывая Богу наши ощущения, мы

неизбежно тем самым приписываем Ему несовершенства нашей природы'.

Даже не имея еще доказательств существования других разумных существ,

некоторые мыслители заранее стремятся примирить догмат с тем, что рано

или поздно неизбежно станет истиной. 'Разве не могла эта сила,

осенившая среднюю планету системы (вероятно, потому, что планета в том

нуждалась), осенить расу какой-либо иной планеты в прошлом, когда

пробил час ее

ния, или в будущем, когда исполнится мера времен?' - пишет сэр Дэвид

Брюстер, А вот что говорит отец Тейяр де Шарден: 'Чтобы быть Альфой и

Омегой, Христос должен, не теряя Своей человеческой природы, стать

со-сущим физической безмерности Длительности и Пространства. Чтобы

царствовать на Земле, Он дожен сверходухотворить мир'.

Мы воздержимся от комментариев*. Религии - все религии - уже пережили

глубокий кризис. Несомненно, личная вера многих пострадает, но можно

предположить, что Церкви от этого не поколеблются. Ведь идейная

революция, нараставшая в течение последних четырехпяти столетий, более

протяженная во времени, но и более коренная, чем посещение

инопланетян, - должна была потрясти их еще сильнее.

Внезапное явление разумных существ, забота, если угодно, о мнении,

которое могут составить о нас эти беспристрастные наблюдатели, должны

были бы помочь становлению нового сознания в масштабах нашей планеты.

Если наша средневековая политика предстанет без прикрас, инопланетяне

испытают отвращение, описанное в ряде философских повестей -

'Персидских письмах' или 'Микромегасе'.

И политическая обстановка, благодаря открытиям, которые мы совершим в

космосе, тоже изменится. Лучшее доказательство тому - первое событие в

этом роде, пережитое нашей цивилизацией.

В 3 часа 56 минут в понедельник 21 июля 1969 года житель Земли Нейл

Армстронг первым

* Православная Церковь трактует человека как 'заблуд-

шую овцу' или 'блудного сына' (Евангелие от Луки, гл. 15) Отца

Небесного. Прочие же Его создания, сколько бы их ни было, не согрешили

и не имеют нужды в искуплении. - Прим. пер.

пил на Луну. 'Это маленький шаг для человека,

- сказал он, - но огромный шаг для всего человечества'.

К астронавтам обратился президент Соединенных Штатов Ричард Никсон:

'Этот день останется одним из самых славных в нашей жизни. Я уверен,

что все народы Земли вместе