Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

I

ЧТО НАМ ДАЕТ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

КАК МАЛО ЗНАЮТ О ФАНТАСТИКЕ

Многие серьезные люди считают научную фантастику низшим жанром

литературы. Можно даже сказать, что во Франции ею совершенно

неоправданно пренебрегают.

Причин тому множество. Прежде всего, по нашему мнению, французы просто

совсем не знают фантастики. Для большинства наших соотечественников

она сводится к приключениям капитана Немо, Тентена* да еще нескольких

героев, изготовленных в Америке при помощи долларов и рекламы.

Поскольку научную фантастику не знают - немудрено, что у

писателей-фантастов мало читателей. В этом отношении можно было бы

согласиться с Жаком Гуамаром, который в январе 1970 года писал, что

подлинная причина болезней фантастики - в экономике: 'Французская

читающая публика невелика, и издателям проще недорого купить хорошее

произведение в США, чем стараться открыть достойного автора, которому

они не смогут обеспечить достаточного вознаграждения за труд'.

Но на самом деле -все это следствие, а не причина. Причину же следует

искать в свойственном французам образе мысли. Они не желают читать

* Герой серии французских фантастических романов (см.

далее). - Прим. пер.

научно-фантастическую литературу, если она честно признает себя

литературой, но с аппетитом набрасываются на публикации, которые,

жульнически объявляя себя 'научными', выбрасывают ворох ложных

сведений...

Мы же думаем, что фантастика - не' только настоящая литература. Если

книга написана талантливым человеком, ее можно назвать литературой

будущего. Франция еще не знает этого. Она гордится своим Жголе-м

Верном, считает его первым и величайшим (что не совсем так)

писателем-фантастом и знать не желает остальных. В этой стране

мелочного картезианства любят упаковывать понятия в строгие

определения и раскладывать по полочкам в коробочках с аккуратными

наклейками. Но как '' можно упаковывать мысли! Что может быть

отвратительней и неправдоподобней окончательного определения?

К несчастью, многие умники, даже не раскрыв ни одной

научно-фантастической книги, упорствуют во мнении, будто эта

литература состоит из сказочек для детей до двенадцати лет и умственно

недоразвитых. Всю фантастику они сводят к одному шаблону: какие-то

девушки в неизменных металлических купальниках сражаются с зелеными

человечками или восставшими роботами. Надо признать, что несчастная

публика, читая сии творения, имеет все основания плохо относиться к

научной фантастике.

Между тем, при покупке во Франции фантастического романа, есть девять

шансов из десяти получить именно такой текст. Это серийная продукция,

поставленная на поток несколькими авторами - фирмами, выдающими по два

раза в месяц скверный детектив, перемешанный с немыслимой псевдонаукой

и дурным вымыслом и написанный плохим языком.

Кроме того, пагубную роль в этом отношении:

играют критики 'обычной' литературы. Очень чагсто они выносят

решительные приговоры научно-фантастическим произведениям, будучи

совершенно чужды этому литературному жанру. Вообще говоря, лишь

немногие избранные - фанатические подписчики специальных журналов -

способны составить правильное представление о деле и сами дать

компетентную оценку такого рода произведениям.

Возможно, недооценка научной фантастики имеет и более глубокие причины

социологического плана. Возможно, ее молодость и представленные в ней

новые идеи отторгаются поклонниками классического психологического

романа. Фантастика - литература идей, связывающая науку и искусство, -

новый жанр, порывающий с литературой чувств. Чисто земные драмы теряют

значение перед лицом трагедий, которые готовит нам космос. Новые

страсти потребуют новых способов выражения и нового словаря.

ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

К какому, собственно, времени относятся первые опыты научной

фантастики? На этот вопрос ответить нелегко. Когда смотришь на прошлое

фантастической литературы, кажется, что она всегда была спутницей

человечества. Первый рассказ о путешествии на луну написал, как

представляется, Лукиан Самосатский - его 'Правдивая история' относится

ко II веку нашей эры. Но вдумаемся: разве библейские огненные

колесницы, описания ужасающих взрывов в индийских преданиях

'Махабхараты', скульптуры майя,