Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

представляющие нечто похожее

намежпланентные корабли, не были внушены человеческой потребностью в

познании чуда, породившей

ную фантастику? Наконец, Атлантида Платона, что бы о ней ни писали,

тоже произошла из гармоничного сочетания воображения поэта и

логических рассуждений ученого!*

В необычайных рассказах древности часто усматривали 'отражение

действительных событий. Но, думается, в большинстве этих случаев было

бы естественней и логичней видеть, по всей вероятности, первые ростки

научной фантастики.

Вольтер, желая высмеять философов и дать им представление об их

суетности, вообразил, как два гиганта - житель Сириуса и житель

Сатурна - странствуют по Вселенной и попадают на Землю. Вольтер

описывает, как они покидают Сатурн:

'Они прыгнули сначала на кольцо и нашли его совершенно плоским, о чем

справедливо догадался один из выдающихся обитателей нашей планеты,

затем поскакали с луны на луну. Мимо последней луны пролетела комета;

они прыгнули на нее, прихватив слуг и багаж. Пролетев около ста

пятидесяти миллонов лье**, они повстречали спутники Юпитера'. Тут

Вольтер не упускает случая куснуть Церковь: 'Они отправились и на

самый Юпитер, прожили там год и узнали много замечательных секретов,

которые теперь были бы и напечатаны, если бы господа инквизиторы не

нашли некоторые утверждения резковатыми. Но я читал эту рукопись в

библиотеке знаменитого архиепископа'', который с неоценимой

любезностью и великодушием позволил мне знакомиться с его книгами'.

Далее продолжается описание путешествия: . 'Покинув Юпитер, они

покрыли расстояние приблизительно в

* Здесь и в дальнейших рассуждениях надо иметь в виду,

что англо-французский термин science fiction не содержит понятия

'фантастика', а означает просто 'научная беллетристика'. -Прим. пер.

** Лье - около 4 км. - Прим. пер.

сто миллионов лье и оказались рядом с планетой Марс, которая, как

известно, в пять раз меньше земного шара. Видели они и две луны,

сопутствующие этой планете, которые ускользнули от взоров наших

астрономов'.

Тут нужно прямо сказать, что Вольтер лишь подхватил предположение

Джонатана Свифта, задолго до открытия спутников Марса выдумавшего их и

описавшего их орбиты.

Среди предшественников научной фантастики надо упомянуть еще Шекспира

с его 'Бурей' и особенно Бэкона, который в 'Новой Атлантиде' пишет о

технологических изысканиях в области медицины, метеорологии, авиации и

даже подводной техники. Сам Жюль Берн признавался, что его вдохновлял

Эдгар По, а его книга 'Ледяной Сфинкс' - своего рода продолжение

неоконченного приключенческого романа Артура Гордона Пима.

Чаще всего думают, что научная фантастика имеет дело с будущим. Это не

совсем так. Например, 'Борьба за огонь' Рони-старшего обращается к

глубокой древности. Но это настоящая научная литература, потому что

роман основан на новейших открытиях об ископаемых людях и в то же

время не лишен художественной фантазии. Впрочем, изображение

первобытных людей в виде людей-обезьян поразительно напоминает начало

романа Кларка 'Космическая Одиссея 2001 года'.

Жюль Верн - бесспорный 'мастер краткосрочного технического

предвидения', по выражению Жака Гуамара. Именно он впервые позволил

себе роскошество деталей, описывая с учетом известных ему научных

данных аппараты, которые позволят героям отправиться то в неизведанные

области космоса, то в морские глубины, то под землю. Его гений в том,

что он умел опережать свою

эпоху как раз настолько, чтобы выглядеть не поэтом, а предтечей. Как

мы видим, именно это привлекает в научной фантастике тех, кто

интересуется наукой.

Жюль Берн умер в 1905 году. Первый роман Герберта Уэллса 'Машина

времени' опубликован в 1895. Эти даты показывают, что общепризнанный

отец современной научной фантастики успел как раз вовремя передать

эстафету. В начале нашего века многие писатели вводили в свои

произведения что-нибудь научнофантастическое. Но первая мировая война

резко развернула романистов к более прозаическим сюжетам. Во Франции

лишь в 50-е годы издатели вновь обратились к научной фантастике, стали

публиковать такого рода произведения в журналах и книжных сериях.

Мы убеждены, что будущее воздаст должное писателям-провидцам. Уэллс и

Конан Доил, Рэй Брэдбери, Хаксли, Рони, а с ними современник