Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

мы сможем избежать, не отказываясь от прогресса (это,

впрочем, всегда оказывалось невозможным) и не цепляясь за безнадежно

устаревшие взгляды. Огромной заслугой научной фантастики всегда было

то, что она побуждала к размышлению, а иногда предлагала и решения.

Предвидеть, что случится завтра, - одна из благороднейших способностей

человека. Поэтому, что бы ни говорили те, кто видит в научной

фантастике лишь побочный продукт литературы, она заслуживает уважения

и признательности.

Наконец, разве не важно для нас - людей земной цивилизации -

попытаться определить, кто же мы собственно такие по отношению к

другим цивилизациям, населяющим, как мы убеждены, Вселенную? Ведь

несмотря ни на что людям всегда хочется оставаться антропоцентристами.

Мы даже упрекнем современную научную фантастику в том, что она

остается слишком очеловеченной, то есть человеческими глазами глядит

на Вселенную. Разве в космосе существуют только цивилизации нашего

типа? Или только галактические цивилизации, происходящие от земных

людей, как это изобразил Азимов в 'Основании'?

Научной фантастике нужно пойти дальше и проникнуть в тайны

цивилизаций, достигших более высокого уровня, чтобы землянин осознал

свое место по отношению к ним и стал смиреннее...

То, что будущее человечества волнует нас больше, чем гипотезы о

цивилизациях, не имеющих к нам никакого отношения, вполне нормально.

Этим

оправдывается тот факт, что фантастика обычно ограничивается

антропоцентристским аспектом проблемы. Мы лишь позволим себе

подчеркуть, что в этом отношении она не строго научна.

ФОРМЫ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

Самая легковесная ветвь фантастики - приключенческие романы, действие

которых происходит в космосе: современная версия вестернов или

захватывающих романов об Африке и Гвиане, которыми зачитывались наши

отцы. Эти сочинения обычно предназначены для детей и основаны на

малонаучных предпосылках. Но некоторые из них по живости своей -

настоящие шедевры. Таковы десять романов серии 'Марс' Эдгара Раиса

Берроуза, больше известного как создателя Тарзана, или 'Звездные

короли' Эдмунда Гамильто. В этих произведениях нет глубоких идей, но

есть чудные образы.

Наиболее классическая форма научной фантастики - романы научного или,

точнее, технического предвидения. В них описаны потрясающие

изобретения. И хотя в ближайшее время их создать невозможно, тем не

менее зачастую техни-, ческие описания имеют практическое следствие.

- Я Земля, я Земля! До разворота осталось три минуты. - Понял, вас

понял.

(Комментарий Профессора: 'Ах да, я еще -ле объяснил вам, что это за

маневр. Ну-с, итак: как не разбиться при посадке на Луну? Надо просто'

развернуть ракету хвостом вниз. А для этого достаточно остановить

главный двигатель и включить боковой. Когда ракета развернется, струя

из главного атомного двигателя будет направлена к Луне

и затормозит посадку. Тогда, если все пойдет хорошо, мы сможем мягко

прилуниться. Вы меня поняли?').

- Я Земля, я Земля! Внимание! Приготовиться к включению бокового

двигателя. Десять... девять... восемь... семь... шесть... четыре...

три... два... один... ноль!

- Внимание! Приготовиться к отключению бокового двигателя! Десять...

девять...

- Приготовится к включению главного двигателя! Десять... девять...

Это не Центр управления полетами в Хьюстоне отдает команды

американским астронавтам и не Армстронг с Олдрином готовятся к посадке

на Луну, наблюдая за приборами корабля. Это не Альбер Дюкрок

комментирует посадку для слушателей радиостанции 'Европа-1'. Действие

происходит не в 1969, а в 1954 году в романе Эрже 'Мы едем на Луну'.

Корабль ведет симпатичный герой Тентен, профессор Турнесоль объясняет

капитану Хэддоку, как производится разворот корабля, а командуют

маневром из Сбродского центра атомных исследований в Сильдавии.

Годом раньше в романе 'Цель - Луна' тот же Эрже нарисовал схему

ракеты, на которой должны были отправиться его герои. Она состояла из

четырех 'этажей': собственно ракеты, шлюзовой камеры, кабины пилота и

жилого помещения. Автор предусмотрел двадцать девять отсеков, в том

числе топливные баки для вспомогательного двигателя,

противорадиационную броню, амортизаторы для прилунения, отсек контроля

за шлюзовой камерой, кондиционеры воздуха.