Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

которых находятся на деферентах ('эпициклам').

Представьте, как развивалась бы наука, если бы в итоге уникальных в

истории человечества восьми столетий была кодифицирована

гелиоцентрическая система Аристарха! Почему гениальная идея,

родившаяся в лоне знаменитой Александрийской школы, оказалась просто

отброшена? Этого мы никогда не узнаем. Возможно, что революционные

идеи встречали слишком сильное сопротивление. А может, это и было

предвестием упадка...

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ АСТРОНОМИИ, ИЛИ 'ЕВРОПЕЙСКОЕ ЧУДО'

На смену этому удивительному периоду всемирной истории и для

астрономии, и для других наук пришли так называемые 'темные века'

эпохи средневековья. У нас существует несколько упрощенное

представление об этом мрачном времени, а ведь упадок науки начался

гораздо раньше и продолжался уже несколько столетий. Его лишь ускорило

наступление римских легионов, реалистический и предприимчивый дух

древнеримской цивилизации...

Так или иначе, христианский мир отбросил эллинское наследство. На

смену античным философам пришли священники, получившие монополию на

обучение и преподавание. Их интересовали лишь знания о Боге и душе, и

они не видели никакого смысла в изучении природы. Люди добровольно

заткнули себе глаза и уши. Картина мира стала такой, какой ее

представляет Священное Писание. Земля - это град

жий, в центре которого находится Иерусалим:

'Сей Иерусалим, посреде языков положих его' (Иезекииль, гл. 5, ст. 5).

Желая показать, что Земля плоская, и уничтожить представление о земном

шаре, Лактанций прибегает даже к таким аргументам, которые еще за

семьсот лет до того сочли бы нелепыми: что-де нельзя ходить вниз

головой или что дождь не может идти снизу вверх. Одним словом, мир

имеет форму Святого престола и окружен водой. Вода находится над ним

(чтобы объяснить происхождение дождя) и под ним (чтобы понять, откуда

берутся реки и моря). Через шестнадцать веков после Рождества Христова

люди знали о Вселенной меньше, чем за четыреста лет до нашей эры*. Не

считая нескольких быстро заглохших попыток воскресить 'греческое чудо'

в арабских странах, человечеству пришлось дожидаться середины XVI

века, когда астрономия обрела второе рождение.

Это произошло, надо сказать, при совершенно необычайных

обстоятельствах. Человеком, возродившим науку, оказался скромный

польский каноник Николай Коперник, а 'орудием возрождения' - книга;

которую сам автор не видел или почти не видел (ему показали ее на

смертном одре) и которую никто или почти никто не читал, поскольку за

четыре столетия она издавалась всего четырежды.

Николай Коперник был низкорослый человечек с покатыми плечами, но под

его невзрачной

* Ср. более точную формулировку отечественного автора:

'Представления о мире в ту пору покоились не на сказке о трех китах, а

на хорошо разработанной и целостной системе взглядов. Эта система

опиралась на учение о Вселенной Аристотеля, очищенное от языческой

скверны, на авторитет Птолемея, въедающегося астронома древности, и на

суждения богословов, умело толкующих библейские тексты и творения

отцов Церкви' (Штекли А.Э. Галилей. М., 1972, с. 8). - Прим. пер.

внешностью скрывались сильный дух, обширные познания и неистребимая

любознательность. Будучи студентом, он прочел множество книг в

знаменитых библиотеках Кракова, Паду и и Болоньи. Выучившись на врача,

бесплатно лечил бедных и друзей. Занявшись математикой, изобрел машину

на водяном двигателе и помог своей стране предотвратить обесценение

денег. Став, наконец, астрономом, он построил рядом с домом на берегу

Вислы обсерваторию, которая под сумрачным польским небом принесла

немного пользы. Но Коперник вернулся к своим возлюбленным библиотекам,

искал, рылся в книгах и, докопавшись, наконец, до трудов греческих

астрономов, тщательно их изучил. . :.

И вот, уверенный в своих математических талантах и силе строгой науки,

он сделал из добытых знаний собственные выводы. Хилый, уже умирающий

семидесятилетний старец превращался во льва, когда писал: 'Если и

найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невеждами во всех

математических науках... на основании какого-нибудь места Священного

Писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся

порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не

задерживаясь, могу