Биро Ф., Риб Ж.-К.

Досье внеземных цивилизаций (Часть 1)

назад, ускоряя винтами или турбинами, разогревающими и

расширяющими этот воздух. Энергию, необходимую для ускорения, дает

топливо, находящееся на борту. Ракета же должна нести с собой и

'реактивную массу', которая будет выброшена, и источник энергии,

необходимой для выбрасывания.

Значит, ракетное топливо играет двоякую роль. Идет ли речь о порохе

или о топливе (керосин, гидразин, жидкий водород), сжигаемом при

помощи воспламеняющего состава (азотная кислота, перекись водорода или

жидкий кислород), происходит химическая реакция одного и того же типа.

Она высвобождает энергию, ускоряющую продукты горения. Но сжигание

водорода в кислороде высвобождает всего 3,2 кВт.ч на килограмм

топлива. И наши современные технические знания

зволяют утверждать, что существенно лучшего химического решения быть

не может. Таким образом, скорость выброса газов будет неизбежно низкой

- порядка нескольких километров в секунду, - и на большой скорости

ракета окажется совершенно неэффективной.

Если так, то надо решить, как разделить перенос реактивной массы и

источника энергии. Теоретически уже сейчас известны два решения,

которые являются предметом весьма перспективных исследований: ядерные

двигатели и ионные ракеты.

Идея использовать ядерную реакцию лежит на поверхности, поскольку

известно, какое колоссальное количество энергии заключено в ядерном

топливе: в килограмме урана -до 30 миллионов кВт.ч, а в водороде,

используемом в реакциях термоядерного синтеза, - в восемь раз больше.

Об использовании водорода думать пока не приходится, поскольку на

сегодняшний день мы умеем производить лишь неуправляемые реакции этого

рода в печально знаменитых водородных бомбах. Во всех индустриальных-

державах проводятся многочисленные исследования с целью овладения

термоядерной реакцией, то есть контроля и управления ею, но прогресс в

этой области идет медленно. Сейчас космонавты совершают полеты,

буквально сидя на большой обыкновенной бомбе. Для создания столь же

комфортабельных космических кораблей, оснащенных 'водородной бомбой',

предстоит еще немало потрудиться...

Зато процесс деления ядра урана уже приручен. И можно представить себе

ракету, загруженную жидким водородом, который, пройдя через обычный

ядерный реактор, будет выбрасываться назад при очень высокой

температуре - следовательно, с очень большой скоростью. Конечно,

ется решить весьма непростые проблемы - например, как защитить экипаж

от радиации. Но ядерные ракеты, возможно, имеют большое будущее,

правда не близкое.

Возможно применение ионных двигателей, и ими уже пользуются. Они

работают на ионизации материи. Иначе говоря, от каждого атома горючего

надо оторвать по электрону. Теперь это уже не проблема. Полученные

таким образом электрически заряженные ионы разгоняются электрическим

полем до скоростей, значительно превосходящих те, что могут быть

получены с применением химического топлива, - порядка 100 км/сек.

Значит, ракету можно разогнать до значительно больших скоростей при

хорошем КПД.

Сейчас такие 'ионные ракеты' дают очень слабый первоначальный импульс,

несопоставимый с той огромной силой, которая требуется, чтобы

космический корабль преодолел земное притяжение. На сегодняшний день

лишь один спутник, запущенный в Соединенных Штатах 4 февраля 1970

года, был снабжен двумя небольшими иойными ракетами. Они служат для

корректировки его орбиты. Их сила тяги составляет всего 400 мГ! Но не

думайте, что эта цифра так уж смехотворно мала: если одно и то же тело

будет получать даже слабый импульс в течение нескольких месяцев или

лет, то оно станет вполне действенным. Так, если на космический

корабль весом в одну тонну в течение года будет воздействовать сила

всего в 1 грамм, он достигнет скорости 300 м/сек и пройдет за это

время 5 миллионов километров,

НАСА рассмотрела проект юпитерианского зонда, приводимого в движение

ртутным ионным двигателем. Зонд будет нести около 400 кг ртути;

энергию, необходимую для потребления этого

ва', будут давать солнечные батареи площадью

150 м^ и мощностью 14 кВт. Запуск намечен на апрель 1976 года, а в

августе 1978 зонд должен будет достичь Юпитера.

Как видим, даже с применением такой передовой техники межпланетные

полеты совершаются очень медленно. А мы знаем: чтобы навестить другие

цивилизации, нам потребуется