Шлахтер

Психодинамика колдовства

две возможности собственного сознания.
Итак, прежде всего попытайтесь ощутить это самое соз­нание. Для этого можно немного поиграть собственным вниманием. Захватите щупальцами внимания какой-либо внешний предмет: тот же стол, цветок, монитор, лист бумаги - все, что угодно. Теперь, словно втягивая эти щупальца, как осьминог, обратите внимание внутрь себя — сначала в умственную область, затем переведите его в сферу эмоций. Проделайте это несколько раз: из ума на объект, а затем об­ратно в ум; и точно так же - из центра эмоций на объект и снова в эмоциональное внутреннее пространство.
Теперь попробуйте присутствовать там, где находится ваше внимание, иными словами, постарайтесь сознавать се­бя в этом внимании. Не обещаем, что с первого же раза это у вас легко получится. Но отнюдь не потому, что это само по себе трудно. Просто люди не привыкли осознанно рас­поряжаться своим вниманием. Что ж, придется немного по­тренироваться. В итоге это должно у вас выходить легко и естественно — само собою.
Йоги утверждают, что человеческий ум, как расплавлен­ный воск, способен принимать любую форму, в которую влит. Надеюсь, вы убедились, что запросто можете стано­виться шкафом, табуреткой, половиком - всем, чем угодно? А уж Будда-то наверняка мог принимать любые формы еще лучше вас! (Это мы — по поводу уже упомянутого дззнского коана «Будда есть сухая половая тряпка»... - а почему бы и нет?)
Продолжаем развивать новую возможность своего созна­ния («новую» - в смысле «недавно найденную»). Догадались? - Вот именно, теперь можете попробовать распространить свое внимание-присутствие на людей. И когда вам это удаст­ся в достаточной мере, вы поймете, что значит чувствовать единство со всем сущим — именно так определяют это со­стояние восточные традиции, — или же, в христианской терминологии, «возлюби ближнего своего»…
В итоге, мы опять-таки приходим к состоянию сталкинга, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Только это – не просто повтор, но обещанный подход к искомому явлению немножко с другого конца. Возможно, так у вас лучше получится… А кроме того, тот же плод, но выращенный по-иному, обладает особым вкусом.
Нужно подчеркнуть, что предложенная практика имеет самостоятельное значение и немаловажное. Как известно, в зависимости от преобладающей ориентации внимания того или иного индивидуума психологи делят всех людей на два основных типа: экстравертов и интровертов. Внимание и интересы первых преимущественно устремлены во внешний мир, вторых - в мир внутренний. Для каждого из утих пси­хотипов есть свои области повышенных возможностей, рав­но как и зоны некомпетентности. Например, командовать батальоном или выступать за ведущий хоккейный клуб предпочтительнее экстраверту. Но никакой экстраверт не сумеет так живо вспомнить «чудное мгновенье» или столь упорно бормотать себе под нос «Харе Кришна», как самый заурядный интроверт. Следовательно, для нас весьма заманчиво обрести способность по собственному желанию экстраверсироваться или интроверсироваться в зависимости от ситуации - да хотя бы ради эффективного общения с себе подобными, которые, увы, таковой способностью, как пра­вило, не обладают. А между тем, она вполне доступна каж­дому из нас и является производной функцией от нашего умения управлять своим вниманием.
Эта же способность позволяет нам легко входить в со­стояние пустоты, или же, иными словами, останавливать внутренний диалог, наше никогда не утихающее в обычном состоянии «биение» мысленного фона. Механизм реализа­ции в своем сознании пустоты достаточно прост. Дело в том, что человек способен одновременно фиксировать вни­мание лишь на двух объектах и не более того.
Проделаем небольшой опыт. Протяните перед собою обе руки. Сосредоточьтесь одновременно на ощущениях обеих кистей, постарайтесь чувствовать их одинаково отчет­ливо. При этом вы входите в некое состояние, при котором у вас в голове не остается никаких мыслей. Это и есть оста­новка внутреннего диалога. Не ищите ее где-то вне себя - она, что называется, всегда у вас «под руками». Наверняка с вами уже много раз случалось такое: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы пытаетесь уяснить это для себя и не мо­жете, ибо на самом-то деле ни о чем и не думали вовсе.