Питер Рассел

Высшее сознание

он трансцендентирует на тончайшем уровне ментальной деятельности и покидает состояние пpобужденности), он остается в сознании. В этом состоянии покоя вся ментальная деятельность замирает. Сознание перестает вибрировать и нет больше ничего, что надо осознавать. Нормальная ментальная деятельность ума трансцендентировалась и по этой причине это состояние называется трансцендентальным сознанием.

Но хотя сознание и перестало существовать, оно не принимает особой формы, т.е. это не бессознательное состояние, так же как и мутное или чистое сознание. Если остается сознание, то остается и субъект ощущения или ощущающий. Мы бы могли назвать это состояние - "чистое я". Но это "чистое я", как мы увидим в этой главе, не есть эго, или какая-либо другая форма личной идентификации, для всех этих "я" есть понятие или толкование ума, продуктов ментальной деятельности, и если таковые умирают, то умирает и ментальная деятельность.

Чистое "я" - основа для всех ощущений. Будучи самым основным из всех ощущений, оно продолжает существовать, хотя может не быть ничего для ощущения. Чтобы различать эти два употребления слова я буду следовать практике, ссылаясь на индивидуальное эмпирическое "я" как "я", и на "чистое я", безкачественному субъекту всех ощущений, как к "Я", которое пишется с большой буквы.

Четвертое состояние сознания

Состояние трансцедентального сознания резко отличается от трех широко встречающихся состояний сознания: бодрствование, фантазия (сновидение) и глубокий сон. Можно представить матрицу каждого из трех состояний, в которой каждая сторона имеет значение одного из двух параметров (1) - бодрствует ли субъект или нет: (2) - осознает субъект что-либо или нет. Когда мы сделаем это, трансцендентальное сознание четко войдет в четвертый квадрат таблицы

Эта классификация состояний сознания, конечно, очень общая. Помимо многих оттенков сознания в состоянии бодрствования, сновидения и глубокого сна есть граница между областями там, где одно состояние проникает в другое. Однако, эта схема очень полезна как общая основа различий трансцедентального сознания от остальных трех. Мы можем приобрести некоторую проницаемость во взаимоотношениях этих четырех состоянии сознания, отождествляя их с разными способами, рассмотрения изображения на экране. В этом случае кинопроектор подобен мозгу, проецируя изображение на "экран мозга". Большое количество различных картин могут быть отражены на "экране". Если бы кинопроектор был связан с некой внешней камерой,