Питер Рассел

Высшее сознание

мы бы столкнулись с более мягкими уровнями ментальной деятельности. В конце концов, мы добрались бы то той точки, где мысль только начинает генерироваться, то есть до нулевой отметки ментальной активности, состояния невибрирующего сознания.

Это состояние ментального покоя можно рассматривать как полное сознание, или истинное "Я". Проводя аналогию с пузырьком - это дно пруда, с которого пузырьки начинают свое путешествие наверх. Махариши говорит об этом, как об источнике мысли и области чистого творящего разума.

Любая ментальная деятельность, благодаря своей деятельности, является изменением определенного рода. Махариши видит изменение как проявление созидающего природного начала. Для него созидание означает не внушенное или настоящее изменение, а любое изменение. Все мысли имеют определенное значение, они с чем-то связаны. Эта направленность мышления рассматривается Махариши как проявление "разума" - то, что отдает приказ и направление к изменению. Он видит созидание и разум (в его понимании слов) в каждой мысли и на любом ее уровне. Следовательно, он доказывает, что источник, из которого возникают все мысли, должен быть полем чистого созидания и чистого разума, то есть чистым и творящим разумом. Многие люди могут воспринять это как сбивающее с толку. Мы могли бы интерпретировать Махариши следующим образом: источник мысли - это поле потенциальных изменений и потенциального приказа. Большинство людей вполне успешно учатся медитировать, даже не вникая в смысл этого положения. В настоящий момент это не будет влиять на наше понимание процесса ТМ, однако чуть позже мы к нему вернемся. Важно для себя прояснить разницу между "источником мысли" и "причиной мысли". Под источником мысли Махариши понимает ту область, из которой все мысли возникают. Любая мысль, возникающая из глубин разума, как едва уловимый ментальный импульс и растет, пока не достигает сознания. Это справедливо для всех мыслей, независимо от того, что они значат. Это фундаментальный механизм всей ментальной деятельности, который непрерывно продолжается от рождения до смерти. То, что заставляет мысль приобретать свое особое значение - совсем иное явление. Все мы знаем, как какое-либо событие извне заставляет нас думать о совершенно другом. Когда мы спрашиваем себя, что вызывает мысль, мы имеем в виду какие предшествующие мысли или события дали толчок именно этой мысли. Мы могли бы сказать, что источник связан с некой средой, в которой ментальная деятельность структурируется,