Питер Рассел

Высшее сознание

не предпринимается попыток найти решение проблем - это бы удерживало внимание на поверхностных уровнях мышления и мешало медитации: ассоциация возникает спонтанно, без сознательного управления. Более того, расширяя сознательную способность ума, ТМ дает возможность удерживать сознание на глубоких уровнях мышления и в состоянии бодрствования. Творческая мысль становится общей чертой жизни, работая в состоянии бодрствования так же, как и в состоянии мечтаний.

Мы могли бы рассмотреть созидательный процесс, основываясь на функциях двух полушарий мозга. Существуют доказательства, что творческая мысль связана с правым полушарием. Но творческая личность может полностью задействовать и левое. Интуитивная проницательность бесполезна, если ее нельзя сформулировать и передать. Творческая личность - это человек, который может установить спонтанные перекрестные связи и затем развить словесное (вербальное) или символическое выражение этого синтеза. Эта интеграция усиливается типом мозговой синхронизации, наблюдаемой в процессе ТМ, и тот факт, что она продолжается после медитации, говорит о том, что ТМ должна вести к общему росту творчества. Эта гипотеза возникла из проверок медитирующих, которые действительно демонстрировали высокий творческий потенциал.

С точки зрения художественного творчества была высказана мысль, что снижение стресса привело бы к снижению и творческих возможностей. Считается, что множество шедевров в искусстве было создано людьми, которые находились в значительном стрессе, и что стресс неообходим для творчества. Если бы стресс был удален, то стимул для художественного выражения отсутствовал бы.

Отвечая на это, Махариши допускает, что некоторое "побуждение" необходимо для художника - любая деятельность нуждается в стимуле и побуждении - но, говорит он, нет необходимости в том, чтобы этим стимулом был стресс. Если устранить стресс полностью, то любое побуждение для творческой деятельности сможет свободно проистекать. В сущности, он делает такое же различие между стрессом, как физиологическим вредом, и давлением на котором я подробно останавливался в предыдущей главе. Художнику нужен стресс, в смысле напряжения, но не в смысле физиологического недуга. Если нервная система художника недостаточно крепка, чтобы справиться с требованиями, то давление, необходимое для творчества может проявиться в физиологическом недуге. Точка зрения Махариши состоит в том, что хотя такой физиологический стресс, для большинства