Питер Рассел

Высшее сознание

и возрождения достаточно глубоко в своем введении в Бхагавад-Гиту.

Имели место или нет такие же точно циклы утрат и возрождений на Западе, трудно сказать - понадобилось бы как оригинальные библейские тексты, так и посвященный ученый прежде, чем было бы возможным предпринять подобный анализ иудейско-христианской традиции. Однако, интересно заметить, что в более эзотерических христианских традициях обнаруживаются описания техник, которые похожи на ТМ. Но я думаю, было бы ошибкой увлекаться тем, что могло или не могло иметь место в прошлом. Что важно для меня - это то, что в ТМ есть возможность повышения своего собственного уровня сознания. Сейчас Махариши ссылается на себя как на инженера, посланного на ремонт дороги, которая с течением времени пришла в негодность. В этом случае важно не изучать дыры в старой дороге или интересоваться, кто бы мог ходить по ней в прошлом, а самому пройти ее.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Для психолога религиозные склонности человека должны быть, по крайней мере, также интересны, как любые другие факты, имеющие отношение к его ментальной конституции.

-- Вильям Джеймс

Психология уходит своими корнями в философию и возникла как наука о душе. В своем стремлении предстать как естественная наука, а не измышления, она приняла методологию техники, физиологии и физики. Это привело к развитию психофизики (физики восприятия) и к установлению сильного бихевиористского подхода, утверждающего, что все, что может быть объективно изучено поддается наблюдению поведения организма. Хотя поведенческий подход и был сильнейшим, он имел много недостатков, в частности, ему не удалось принять в расчет субъективный опыт. Первая крупная альтернатива бихевиоризму пришла с Жаном Мартеном Шарко, как изучение бессознательного. Это было предпринято и его учеником Зигмундом Фрейдом, а потом такими исследователями, как Карл Юнг, Альфред Адлер и Теодор Рейк, которые создали различные школы психотерапии и психоанализа. Такой подход, безусловно, был связан с ментальными ощущениями, или, в большинстве случаев, с тем, что в действительности не ощущалось. Исследования были сфокусированы на ментально больных и психологически ущербных.

Постоянно растущее неудовлетворение как экспериментально-поведенческим подходом, так и психоаналитическими школами привело к появлению многих отколовшихся групп. В пятидесятых и шестидесятых эти группы начали формироваться в третью силу в психологии, известную как Гуманистическая психология Тогда