Питер Рассел

Высшее сознание

всего религиозного опыта. Хэпполд пишет, что мистицизм - это сырой материал всех религий, а Вильям Джеймс говорит, что личный религиозный опыт имеет свой корень и центр в мистических состояниях Сознания, т.е. ТМ можно рассматривать как ядро религиозной практики. Но это не делает ТМ религией. Махариши всегда обеспокоен, подчеркивая - ТМ всего лишь техника приведения тела и ума в состояние покоя. Нет необходимости в вере. Ведь человек может медитировать вполне успешно (многие люди так и делают) без принятия теории, без веры, на чем и настаивает Махариши.

Можно было бы возразить, что все религиозные традиции связаны с повышением индивидуального уровня сознания, как и в ТМ. И хотя подобные оригинальные, практики могли быть, они неизбежно искажались на протяжении веков. Большая часть из того, что осталось сегодня находится на уровне ритуала и веры. Если бы не стало горючего, пришлось бы выбросить машины за ненадобностью и их основная функция была бы забыта. Многие книги о машинах и вождении могут сохраниться и может оказаться, что многочисленные секты будут ревностно вычитывать разделы из непонятного им материала, изучать карты дорог и ритуально манипулируя механизмами управления. Если игнорировать факт, что под капотом был мотор, который при наличии горючего может сделать их мечты реальностью, то их единственным утешением была бы надежда, что дух Генри Форда тепло взглянет на них и благословит на "путешествие". Другие, помня, что само назначение машины - двигаться, могли бы дать развитие технике, с помощью которой можно было бы механически толкать ее по дороге, прилагая значительные усилия. Но без знания важности горючего любое утверждение, что такой тяжелый предмет может двигаться сам по себе, воспринимался бы с насмешкой, если не как ересь.

Горючее религии - это практика, которая своей простотой и эффективностью дает возможность ^рядовому человеку понять цели, о которых говорит учитель. Без этого все, что остается - это сухое и часто лишенное значения умозаключение. В поисках смысла учения искажаются так, что ничего не остается от первоисточника. Бессчетное множество учений остается, преображаясь в неверные концепции, бесплодно пытающиеся определить неверное понимание. Часто они перерождаются в прямо противоположное того, что предлагалось изначально. И сегодня мы обнаруживаем огромное наслоение различных техник и доктрин, не потому, что первоначально было множество различных практик. Это может быть результатом искажения оригинала