Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

в другой, как родственники - своего близкого при

его возвращении.

ХVII. Глава о гневе

221. Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит

самодовольство, пусть он превозможет все привязанности.

Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени

и форме.

222. Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути

колесницу, того я называю колесничим; остальные - просто

держат вожжи.

223. Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе - добрым,

да победит он скупость щедростью, правдой - лжеца.

224. Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, -

пусть о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно

приблизиться к богам.

225. Мудрецы, которые никого не обижают, чья плоть всегда

смирена, идут в неизменяемое место, и, придя туда, они

страдают.

226. У тех, кто постоянно бодрствует, денно и нощно учится и

стремится к Нирване, исчезают желания.

227. Старо это присловье, о Атула, и в ходу оно не только в

наше время: "Они порицают сидящего спокойно, они порицают

многоречивого, и того, кто говорит в меру, порицают они". Нет

ничего в мире, что бы они не порицали.

228. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который

достоин только порицания или только похвалы.

229. кто безупречен в поведении, мудр, исполнен знания и

добродетели, того, наблюдая его день за днем, восхваляют

мудрые.

230. Кто решится порицать того, кто подобен монете, сделанной

из золота реки Джабу? Даже боги восхваляют его: самим Брахмой

прославлен он.

231. Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всем, что

касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен

телом.

232. Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всем, что

касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен

словом.

233. Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всем, что

касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом.

234. Мудрые сдержаны телом; они также сдержаны в слове; мудрые

сдержаны умом; они поистине во всем сдержаны.

ХVIII. Глава о скверне

235. Как увядший лист ты теперь, и посланцы Ямы пришли за

тобой. И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса

на дорогу.

236. Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым.

Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного

царства благородных.

237. И вот твоя жизнь подошла к концу. Ты приблизился к Яме, а

между тем у тебя нет даже дома, и нет у тебя даже запаса на

дорогу.

238. Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым!

Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к

рожденью и старости.

239. Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен

стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер - с

серебра.

240. Как ржавчина, появившаяся на железе, поедает его, хотя

она из него и возникла, так и собственные поступки приводят к

несчастью того, кто преступил дхону.

241. Писание загрязняется, если его не повторять: дома

загрязняются, если за ними не следить; красота загрязняется

леностью; легкомыслие у бдительного - грязь.

242. Плохое поведение женщины - грязь; скаредность дающего -

грязь; и в этом и в том мире злые дхаммы - грязны.

243. Но грязнее всего грязь невежества, худшая грязь;

избавившись от этой грязи, вы, о бхикшу, будьте свободными от

грязи!

244. Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок,

навязчив, безрассуден, испорчен.

245. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое,

кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

246-247. Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то,

что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек,

который предается пьянству, - подрывает себе корень здесь, в

этом мире.

248. Знай это, о человек! Злые дхаммы не имеют границ. И пусть

скаредность и отсутствие дхаммы не сделают тебя надолго

подвластным злу.

249. Люди дают в согласии со своей верой и столько, сколько

они считают нужным. А кто завидует еде и питью, полученным

другими, тот ни днем ни ночью не может достичь

сосредоточенности.

250. А у кого зависть уничтожена, с корнем вырвана, устранена,

тот и днем и ночью может достичь сосредоточенности.

251. Нет огня подобного страсти, нет спазмы подобной гневу,

нет сети подобной обману, нет реки подобной желанию.

252. Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть

трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же,

напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

253. У того, кто высматривает чужие