Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

к женщинам, детям или серьгам из драгоценных камней - крепче.

346. Мудрые говорят: крепки эти путы, тянущие вниз, коварные,

из которых трудно освободиться. Разрубив их, они странствуют,

отказавшись от страсти и удовольствия, без желания.

347. Возбужденные страстью попадают в поток, как паук в

сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток,

отказавшись от всех зол, странствуют без желаний.

348. Пересекая поток существования, откажись от прошлого,

откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если

ум свободен, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к

рождению и старости.

349. У человека со смущенной мыслью, с сильной страстью,

видящего лишь удовольствие, - желание все возрастает:

поистине, он делает путы крепкими.

350. Кто находит удовлетворение в спокойной мысли, постоянно

размышляет, думает о неприятном, именно тот положит конец

желаниям, тот уничтожит путы Мары.

351. Он достиг совершенства, он бесстрашен, и у него нет

желаний; безупречный, он уничтожил тернии существования; это

его тело последнее.

352. У него нет желаний, он свободен от привязанностей,

искусен в словах и в их объяснении; он знает порядок букв

(какие идут прежде и какие потом); его называют великим

мудрецом и великим человеком. Это его тело - последнее.

353. Я все победил, я все знаю; при любых дхаммах я не

запятнан. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал

свободным. Учась у самого себя, кого назову учителем?

354. Дар дхаммы превосходит всякий дар; сладость дхаммы

превосходит всякую сладость; радость дхаммы превосходит всякую

радость; уничтожение желаний побеждает любую печаль.

355. Богатства убивают глупого, а не тех, кто ищет другого

берега. Желая богатства, глупый убивает себя, как других.

356. Плевелы портят поля, страсть портит этих людей. Поэтому

то, что дано освободившимся от страсти, приносит великий плод.

357. Плевелы портят поля, ненависть портит этих людей. Поэтому

то, что дано освободившимся от ненависти, приносит великий

плод.

358. Плевелы портят поля, глупость портит этих людей. Поэтому

то, что дано освободившимся от глупости, приносит великий

плод.

359. Плевелы портят поля, желание портит этих людей. Поэтому

то, что дано освободившимся от желания, приносит великий плод.

ХХV. Глава о бхикшу

360. Сдержанность зрения - хороша, сдержанность слуха -

хороша, сдержанность обоняния - хороша, сдержанность языка -

хороша.

361. Сдержанность тела - хороша, сдержанность речи - хороша,

сдержанность мысли - хороша, сдержанность во всем - хороша.

Бхикшу, сдержанный во всем, освобождается от всех печалей.

362. Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью,

управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен,

сосредоточен, одинок и удовлетворен, - вот такого называют

бхикшу.

363. У бхикшу, который сдержан в слове, мудро рассуждает, не

надменен и объясняет значение и дхамму, речь сладка.

364. Бхикшу, который находит удовольствие в дхамме, восхищен

дхаммой размышляет о дхамме, помнит дхамму, - не отпадет от

истинной дхаммы.

365. Пусть он не презирает то, что он сам получил; пусть он не

завидует другим. Ибо не достиг сосредоточенности бхикшу,

завидующий другим.

366. Если бхикшу не презирает то, что он сам получил (пусть

даже малое), его, ведущего чистую жизнь и усердного,

прославляют боги.

367. У кого совсем нет отождествления себя с именем и формой и

кто не печалится, не имея ничего, именно такого называют

бхикшу.

368. Пусть бхикшу, живущий в дружбе, верящий в учение Будды,

достигнет спокойного места, счастья, прекращения санкхар.

369. О бхикшу! Опорожни этот корабль; опорожненный тобой, он

будет легко двигаться. Уничтожив страсть и ненависть, ты

достигнешь Нирваны.

370. Отсеки пять, откажись от пяти, стань выше пяти! Бхикшу,

преодолевший пять привязанностей, называется "пересекшим

поток".

371. Размышляй, о бхикшу, и не будь легкомыслен; не давай

мысли вращаться в потоках чувственных удовольствий, чтобы

тебе, беспечному, не пришлось глотать железный шар и, горя в

огне, кричать: "Вот страдание!"

372. Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того,

кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот,

действительно, близок к Нирване.

373. Бхикшу с успокоенным умом, удалившийся в одиночество,

испытывает сверхчеловеческое наслаждение: он отчетливо видит

дхамму.

374. Всякий раз, когда он во всей полноте познает

возникновение и разрушение