Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

молоко у матери.

285. Вырви свое желание, как вырывают рукой осенний лотос.

Следуй по пути спокойствия к Нирване, указанной Сугатой.

286. "Здесь я буду жить во время дождей, здесь - зимой и

летом", так рассуждает глупец. Он не думает об опасности.

287. Такого человека, помешавшегося на детях и скоте,

исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение - спящую

деревню.

288. Ни дети, ни отец, ни даже родственники не могут быть

защитой тому, кого схватила смерть. У родных не найти защиты.

289. Зная эту истину, пусть мудрец, внутренне сдержанный,

быстро очистит себе путь, ведущий к Нирване.

ХХI. Глава о разном

290. Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть

большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького

счастьица, размышляя о большом счастье.

291. Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим,

запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от

ненависти.

292. Ведь что должно быть сделано, откладывается; что не нужно

делать, наоборот, делается. У таких беспечных и заносчивых

увеличиваются желания.

293. Но те, чей вполне сосредоточенный ум постоянно направлен

на тело, не следуют за тем, что не должно быть сделано, упорно

делая то, что должно быть сделано. У таких мудрых и

внимательных желания исчезают.

294. Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев,

уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идут

невозмутимо.

295. Убив мать и отца и двух царей из касты брахманов, убив

пятым человека-тигра, брахман идет невозмутимо.

296. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к

Будде.

297. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к

Дхамме.

298. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к

Сангхе.

299. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена на

тело.

300. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется ненасилию.

301. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда

бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется размышлению.

302. Трудно оставить мирской уклад, трудно радоваться; трудна

и несчастна жизнь в доме, трудно жить с иными, чем ты.

Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником и

пусть несчастье не преследует тебя.

303. Того, кто исполнен веры и добродетели, наделен славой и

богатством, в каком бы месте он ни оказался, чтут повсюду.

304. Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же

вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.

305. Тот, кто сидит в одиночестве, спит в одиночестве, бродит

в одиночестве, тот, кто деятелен и сдерживает себя сам, пусть

радуется в лесной чаще.

ХХII. Глава о преисподней

306. Кто говорит ложь, а также тот, то, сделав, говорит: "Я не

делал", - попадают в преисподнюю. Ведь и тот и другой после

смерти равны; люди низких деяний равны в том мире.

307. Многие из тех, чьи шеи укутаны в желтое, плохо соблюдают

дхамму и невоздержаны. Низкие из-за своих низких деяний, они

рождаются в преисподней.

308. Лучше проглотить раскаленный железный шар, подобный

огненному пламени, чем нечестивому и невоздержанному

воспользоваться благотворительностью страны.

309. Беспечный человек, желающий чужую жену, получит четыре

вещи: достижение бесчестья, нарушенный покой, в-третьих,

осуждение, в-четвертых, преисподнюю.

310. И достижение бесчестья, и плохая судьба у него; и

кратковременна любовь испуганного с испуганной, и царь

налагает тяжелое наказание. Поэтому пусть человек не ищет

связи с чужой женой.

311. Как трава куса, если за нее неумело ухватиться, режет

руку, так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести,

увлекает в преисподнюю.

312. Что-либо сделанное небрежно, попранный долг, сомнительное

благочестие - все это не приносит большого вознаграждения.

313. Если что-либо должно быть сделано, - делай, совершай с

твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает

пыли.

314. Несделанное лучше плохо сделанного; ведь плохо сделанное

потом мучит. Но лучше сделанного хорошо сделанное, ибо, сделав

его, не испытываешь сожаления.

315. Как пограничный город, охраняемый изнутри и снаружи, так

охраняй себя. Не упускай же времени, ибо упустившие