Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

элементов, он, знающий это

бессмертие, достигает радости и счастья.

375. Здесь вот начало для мудрого бхикшу; наблюдение за

чувствами, удовлетворение и воздержанность в согласии с

Пратимокшей. Следуй за благородным другом, ведущим чистую

жизнь и усердным.

376. Пусть он будет благосклонен в жизни и праведен в

поведении. Тогда, исполненный радости, он положит конец

страданию.

377. Как вассика сбрасывает увядшие цветы, так и вы, о бхикшу,

должны освободиться от страсти и ненависти.

378. Бхикшу называют спокойным, если его тело спокойно, речь

спокойны, ум спокоен, если он сосредоточен и отказался от

мирских благ.

379. Сам себя побуждай, сам себя проверь. Такой бхикшу,

следящий за собой, сосредоточенный, будет счастливо жить.

380. Ибо ты сам себе господин, ибо ты сам себе путь. Поэтому

смири себя, как купец хорошую лошадь.

381. Пусть бхикшу, исполненный счастья, верящий в учение

Будды, достигнет спокойного места, счастья, прекращения

санкхар.

382. Бхикшу, который, хотя и молод, обращается к учению Будды,

освещает этот мир, как луна, освободившаяся от облака.

ХХVI. Глава о брахманах

383. Прекрати поток, или вперед, гони прочь желания, о

брахман! Познавая уничтожение санкхар, ты узнаешь несозданное,

о брахман!

384. Когда брахман в двух дхаммах достигает другого берега,

тогда с него, знающего, спадают все путы.

385. Я называю брахманом того, для кого не существует ни этого

берега, ни того берега, ни этого и того вместе, кто бесстрашен

и свободен от привязанностей.

386. Я называю брахманом того, кто размышляет, свободен от

страстей, спокоен, кто делает свое дело, преодолевает желания,

кто достиг высшего блага.

387. Солнце сияет днем, луна светит ночью. Воин сияет в

доспехах, брахман сияет при размышлении. Но день и ночь

напролет ярким блеском сияет просветленный.

388. Тот, кто отбросил зло, зовется брахманом; тот, кто живет

в потоке, - отшельником; отбросивший свою грязь называется

"очистившимся".

389. Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает

свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще

больший позор излившему гнев на обидчика.

390. Для брахмана нет ничего выше, чем удерживать свой ум от

приятного. Где исчезает желание уничтожать, там прекращается

страдание.

391. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом,

ни словом, ни мыслью - кто сдерживает себя в трех вещах.

392. От кого бы мы ни узнали дхамму, указанную совершенно

просветленным, с благодарностью нужно почтить его, как брахман

жертвенный огонь.

393. Брахманом становятся не из-за спутанных волос,

родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив

и тот брахман.

394. Что за польза тебе в спутанных волосах, о глупец! Что за

польза тебе в одежде из шкуры! Ведь внутри тебя - джунгли, ты

заботишься только о внешности.

395. Человека, который носит пыльные одежды, истощенного, с

просвечивающими венами, одинокого, размышляющего в лесу, я

называю брахманом.

396. Но я не называю человека брахманом только за его рождение

или за его мать. У кого есть привязанности, имя тому

"говорящий бхо". Я же называю брахманом того, кто свободен от

привязанностей и лишен благ.

397. Я называю брахманом того, кто разорвал путы и кто,

действительно, не дрожит от страха, кто преодолел

привязанности и отрешился от мира.

398. Я называю брахманом того просветленного, который устранил

препятствия и разорвал ремень, плеть и цепь с уздой.

399. Я называю брахманом того, кто, не будучи виноватым,

сносит упреки, наказания, заточение, у кого терпение - сила, а

сила - войско.

400. Я называю брахманом того, кто, свободен от гнева,

соблюдает свои обязанности, добродетелен и лишен похоти, кто

сдержан и для кого это тело - последнее.

401. Я называю брахманом того, кто не льнет к чувственным

удовольствиям, подобно воде на листе лотоса или горчичному

зерну на острие шила.

402. Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил

ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

403. Я называю брахманом того, кто достиг высшего блага, кто

знает правый путь и ложный путь, мудреца, чьи знания глубоки.

404. Я называю брахманом того, у кого мало желаний, кто не

имеет дома и не стеснен ни домовладельцами, ни с бездомными.

405. Я называю брахманом того, кто не убивает и не заставляет

убивать, кто не поднимает палку на живые существа, трусливые

они или храбрые.

406. Я называю брахманом