Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

время

предаются печали, обреченные на жизнь в преисподней.

316. Придерживающиеся ложный взглядов, стыдящиеся того, чего

нее должно стыдиться, и не стыдящиеся того, что постыдно,

такие люди идут дурной тропой.

317. Придерживающиеся ложных взглядов, видящие опасность,

когда не должно бояться, и не видящие опасности, когда должно

бояться, эти люди идут дурной тропой.

318. Придерживающиеся ложных взглядов, различающие зло там,

где зла нет, и не видящие зла там, где зло есть, эти люди идут

дурной тропой.

319. Придерживающиеся правильных взглядов, знающие, что зло -

зло, а незло - незло, эти люди идут хорошей тропой.

ХХIII. Глава о слоне

320. Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как

слон в битве - стрелу, выпущенную из лука.

321. Укрощенного ведут в бой; царь поднимается на укрощенного.

Укрощенный, который терпит оскорбления, - лучший из людей.

322. Укрощенные мулы, и благородные синдские лошади, и большие

слоны благо. Но лучше этого тот, кто смирил себя.

323. Ибо с этими животными не достичь недоступной страны, куда

придет человек, смиривший себя самоограничением и упражнением.

324. Слона по имени Дханапалака трудно сдерживать, когда у

него из висков выделяется едкая жидкость. Связанный, он не ест

ни куска: слон грезит о слоновом лесе.

325. Если кто лентяй, обжора и соня, если кто, лежа, вертится,

как большой боров, накормленный зерном, - тот, глупый,

рождается снова и снова.

326. Этот ум бросил прежде, блуждая, как ему хочется, как ему

нравится, как ему угодно. Теперь я его полностью сдержу, как

погонщик - взбесившегося слона.

327. Радуйтесь серьезности, охраняйте свой ум! Выбирайтесь с

плохого пути, как слон, застрявший в грязи.

328. Если найдешь разумного друга, готового идти вместе,

праведно живущего, мудрого, превозмогшего все невзгоды, - иди

с ним, радостный и вдумчивый.

329. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе,

праведно живущего, мудрого, - иди один, как царь, отказавшийся

от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу.

330. Лучше жить одному. Нет дружбы с дураком. Ты, имеющий мало

желаний, или и не делай зла, как слон в слоновом лесу.

331. Друзья приняты, когда в них возникает потребность.

Приятно удовольствие, если оно взаимно. В смертный час приятна

добродетель. Отказ от всех зол - приятен.

332. Приятно материнство в этом мире; отцовство также приятно;

приятно отшельничество в этом мире; также приятно брахманство.

333. Добродетель приятна вплоть до старости; приятна стойкая

вера; приятно достижение мудрости; приятно воздержание от зла.

ХХIV. Глава о желании

334. Желание беспечно живущего человека растет, как малува. Он

мечется из существования в существование, как обезьяна в лесу,

ищущая плод.

335. Как плодовитая бирана, растут печали у того, кого

побеждает это несчастное желание - привязанность к миру.

336. Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно

победимое желание, у того исчезают печали, как капля воды с

листа лотоса.

337. Вот что говорю я вам: "Благо вам, сколько вас здесь ни

собралось! Вырывайте корень желания, как вырывают бирану,

чтобы найти благовонный корень усиру! И да сможет победить вас

Мара, как поток - тростник".

338. Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если

корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается

снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.

339. У кого сильны тридцать шесть потоков, устремленных к

удовольствиям, и мысли направлены на страсть, того,

отклонившегося от правильных взглядов, уносят потоки.

340. Потоки текут везде. Лата буйно разрастается. Увидев эту

расцветшую лату, вырежьте ее корень с помощью мудрости.

341. Бывает, что на человека нахлынут плотские вожделения.

Привязанные к удовольствиям, ищущие счастья, такие люди,

поистине, подвержены рождению и старости.

342. Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает

перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова

в течении долгого времени возвращаются к страданию.

343. Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает

перепуганный заяц. Поэтому бхикшу, если он хочет уничтожить

страсть, пусть изгонит желание.

344. Он свободен от желаний, свободен от страстей, предан

жизни в лесу - и все-таки бежит в чащу желаний. Смотрите на

этого человека: свободный, он бежит в ярмо.

345. Мудрые не говорят: крепки эти путы, сделанные из железа,

дерева или травы бабба. Ведь страстная-страстная привязанность