К. В. Керам

Первый американец. Загадка индейцев доколумбов

поскольку твердо установлено, что Колумб не только не ступал на землю североамериканского континента, но ни разу даже издали не видел его. Он открыл лишь острова, лежащие перед Цен- тральной континент он увидел только во время своего третьего пу- тешествия, в 1498 г. Однако за год до этого - 24 июня 1497 г. - Джон Кабот из Англии действительно вновь открыл Северную Америку. Он высадился на мысе Болд в Ньюфаундленде, затем обошел под пару- сами мыс Рейс, но вопреки тому, что долгое время утверждали мно- гие историки, он так и не смог исследовать побережье Северной Америки до мыса Хаттерас и вынужден был возвратиться за недос- татк (согласно последним научным данным, которые письменно сооб- щил автору этих строк адмирал С. Е. Морисон из Кембриджа 3 декаб- ря 1969 г.).

Если бы кого и следовало чествовать как первооткрывателя Север- ной Америки (не принимая при этом во внимание ни викингов, ни других мореплавателей более позднего времени), то им должен был бы быть Джон Кабот и уж ни в коем случае не Колумб. Весь комизм ситуации состоит в том, что итальянцы с большим основанием могли бы гордиться Джоном Каботом, поскольку в действительности его звали Джованни Кабото и был он итальянцем, состоявшим на английс службе.

Что же касается Колумба, то вопрос о его национальности в общем не совсем ясен. Вероятно, он родился в Генуе. Но нет никакой уве- ренности в том, что его родители были итальянцами. Первым извес- тным нам событием его жизни было морское сражение у мыса Святого Винсента, в котором он принимал участие четырнадцатилетним юно- шей, причем на стороне португальцев против Генуи. Позже он всег- да называл себя по-испански - Кристобаль Колон и никогда на италь манер - Кристофоро Коломбо. Ни в одном из оставшихся после него документов нет ни строчки, написанной им по-итальянски. Даже письма братьям и генуэзским властям написаны им по-испански. К т сами испанскими именами Бартоломе и Диего.

Следует заметить, что все эти версии лишены доказательств, а по- тому составители школьных учебников и члены Итальянского истори- ческого общества Америки могут не беспокоиться - никто не соби- рается отнимать у них Колумба. Хотя Колумб никогда не видел севе- роамериканского континента и до конца своих дней полагал, что от- крыл Индию, он вместе с тем остается главной фигурой эпохи Вели- ких географических открытий. Значимость его открытий перед исто намного выше, чем заслуги викингов. Но чтобы это понять, следует немного подробнее рассказать о норманнах.

Карта мира времен Колумба (1503 г.). Заблуждение Колумба, считав- шего, что он открыл Индию, разделяет и картограф: на карте Новый Свет соединен с Азией.

Однако вначале еще раз о Колумбе, чтобы объяснить, почему нашу книгу о первых американцах мы начинаем именно с него. Колумб был первым, по чьему приказу было проведено подробное изучение вновь открытых земель и их населения, причем такое основательное, что еще в 1906 г. американский антрополог Эдвард Гейлорд Бурн назвал его, быть может впадая в чрезмерное преувеличение, основополож- ником американской антропологии.

Эта для нас одна из наиболее интересных сторон жизни Колумба из- вестна очень мало. Мы хотели бы проиллюстрировать ее лишь одним примером - высказыванием, взятым из биографии Фернандо Колона, сына Колумба, в котором дословно передается рассказ великого мо- реплавателя1.

Мне стоило большого труда разобраться в том, во что верят остро- витяне и знают ли они, куда попадут после смерти. Особенно меня заинтересовал Каонабо - верховный вождь Эспаньолы[6] - пожилой мужчина, обладавший обширными знаниями и живым умом. Они его соо- течественники полагают, что после смерти попадут в заветную доли- ну, о которой каждый уважаемый касик знает, что она находится на его прародине. Они думают, что встретят там своих отцов и ос- тальных предков. Будут иметь яства и женщин, а их жизнь будет полна веселья и радости. Все это изложил подробнее в своем докла- де некий брат Рамон (Рамон Пане), знавший их язык. По моему при- казу сведения о событиях прошлых дней. И хотя многое в, его опи- сании переплетается с мифами и нет в нем никакой пользы, все же важно, что каждый из них верит в свою судьбу и в бессмертие души.

Можно предположить, что эти слова Колумба и сообщения упомянуто- го брата Района Пане во многом способствовали тому, что их като- лические величества и церковь поторопились объявить индейцев людьми. В наши дни это звучит невероятно, но,