К. В. Керам

Первый американец. Загадка индейцев доколумбов

пока Дж. У. Пауэлл не посоветовал ему оставить всякие попытки искать черты сходств различных цивилизаций. Странный совет. В самом деле, почему Бан- делье не должен был к этому стремиться? Он обмерил развалины Пе- коса с такой точностью, которую ни до, Ни после него никому не языками, он впервые перевел и прокомментировал старые испанские источники, причем с такой тщательностью и критическим подходом, что сделало возможным дальнейшее их использование в научных целя

Во многих отношениях Банделье был удивительным человеком. Он ро- дился в 1840 г. в Берне в семье офицера. О его матери друг Бан- делье Луммис утверждал в посвященном ему некрологе: государствен- ной тайной является то, что по материнской линии в его венах те- чет царская кровь ?. Во всяком случае, достоверно известно, что она была русской аристократкой. После ряда скитаний семья переб- ралась в Америку. И там осела в Хайленде (штат Иллинойс). Здесь Банделье получил среднее образование. Затем он недолго учился в Швейцарии. До сих пор остается неясным, что изучал он в этой стране: геологию или правоведение? Возвратившись в Хайленд, Бан- дел лямку конторского служащего. Именно в это время он усиленно занялся самообразованием. Как выяснилось позже, его занятия охва- тывали такой широкий круг дисциплин, что даже сегодня невозможн то время и в такой глухой провинции ему удавалось доставать необ- ходимую литературу. Здесь же завязалась оказавшая огромное влия- ние на судьбу Банделье как ученого его переписка с известнейшим того времени Льюисом Генри Морганом. Следует сказать, что глав- ный труд Моргана, носивший программный характер - Древнее общес- тво, или Исследование о путях человеческого прогресса от дикости который увидел свет в 1877 г., не только обеспечил автору миро- вую известность, но и оказал глубокое влияние на материалистичес- кую философию марксизма, в частности на работу Фридриха Энгельса собственности и государства[18].

Прозябавший в провинциальной глуши Банделье видел в старшем кол- леге духовного отца. Поначалу он полностью подпал под влияние теории Моргана об общественной структуре индейских народов, хотя его собственные исследования нередко противоречили ей. Необходи- мо иметь в виду, что Морган пользовался непререкаемым авторите- том не только как теоретик. Он долго жил среди индейцев и в 1847 г. был усыновлен членами племени сенека под именем Та-йа-да-о-ву Банделье так никогда и не смог полностью преодолеть влияние Мор- гана. Их переписка, впервые опубликованная в 1940 г., содержит интереснейшие сведения в этом отношении 6.

Вместе с тем Банделье шел собственным путем, когда дело касалось интерпретации его личного опыта и наблюдений, накопленных во вре- мя путешествий. В 1879 г. был основан Американский археологичес- кий институт. Морган, ставший год спустя президентом Американ- ской ассоциации по развитию науки, обратился 25 октября 1879 го- да к его первому президенту Чарлзу Элиоту Нортону со словами, ко- торые далеко не всегда принимались во внимание этим выдающимся учреждением. Европейцы, - писал он, - должны были бы быть в го- раздо большей мере благодарны нам за проведенные здесь работы, чем за аналогичные в Сирии или Греции.

Благодаря рекомендации Моргана Банделье предпринял свое первое путешествие на Юго-Запад в Нью-Мексико (позже он побывает в Мек- сике и Южной Америке, но в данный момент нас это не интересует) по поручению этого института. Многие годы он провел в пустынях, горах, а затем в музеях городов Санта-Фе и Мехико, Нью-Йорка и Вашингтона и привез с собой богатейший материал. Хотя до нас дош- ли в передаче современников его нелестные высказывания о религии сам он принял католичество, как говорят, по расчету. Ходили слу- хи, будто до этого в Нью-Мексико он переодевался священником, чтобы обеспечить себе помощь миссионеров-иезуитов. Однако об этом данных. Напомним, что и отец европейской археологии Иоганн Иоа- хим Винкельман сделал точно такой же шаг, чтобы снискать благос- клонность кардиналов.

Когда в 1914 г. во время путешествия в Испанию Банделье скончал- ся в Севилье, журнал Эль Паласио, выходивший в Санта-Фе, где он работал долгие годы, писал: Смерть Банделье является невосполни- мой утратой 7.

Его научные доклады, заметки, наброскп, наконец, его дпев-нпки, записи в которых он с величайшей аккуратностью делал каждый ве- чер, каждую ночь своим микроскопическим почерком (их первый том был опубликован лишь в 1966 г.), и сегодня представляют