К. В. Керам

Первый американец. Загадка индейцев доколумбов

спиной индейцев, пуэбло). Хотелось бы сразу подчеркнуть: это была совершенно опре- деленная ступень развития цивилизации на совершенно конкретной части территории Северной Америки к моменту появления там испа О том, как глубоко уходили в прошлое корни этой цивилизации, мы узнаем несколько позже.

Слово пуэбло испанского происхождения. Оно означает народ, го- род, поселение, деревню. На Юго-Западе Северной Америки, особен- но в Аризоне и Нью-Мексико, это слово использовалось испанцами специально для обозначения многоэтажных, по большей части соору- жавшихся из адобов (адоб - высушенный на солнце кирпич, приготов- ленный из глины, смешанной с соломой или травой) построек индей- ских поселений. В этом значении оно применялось независимо от то ли речь об укрепленных замках, возвышавшихся на бесчисленных месас (плоскогорьях), или же о поселках свободно, без каких-ли- бо укреплений, разбросанных по всей долине, подобно обычным дер сегодня называть эти селения замками или деревнями, входит в компетенцию социологов, поскольку разница состоит в уровне орга- низации этих обществ. Придерживаясь такого подхода, не только м пуэбло городами, а большинство других, ничем не примечательных, - деревнями.

Со времен испанского завоевания вплоть до XIX столетия включи- тельно речь шла обычно об индейцах пуэбло так, будто бы это бы- ло одно-единое племя или определенный народ. В действительности, как мы теперь знаем, обитатели пуэбло принадлежали к резко отли- чавшимся одно от другого племенам, говорили на самых различных языках и имели различную историю. Тем не менее им была присуща одна общая черта. Все они являлись земледельцами, перешагнувшими через доисторическую ступень развития, на которой господствуют охота п собирательство в чистом виде. Зачастую совершенно по-раз- ному построенные пуэбло также имели нечто общее. В их архитекту наполовину под землей кивы. Эти помещения использовались для са- мых различных целей. Вход туда женщинам был строго-настрого зап- рещен. Кивы служили местом собраний, заседаний совета, местом отп использовались как школьные классы для подростков и были окруже- ны очарованием тайны, в которую посвящались только мужчины.

В отличие от Новой Испании здешние племена не имеют вождей и уп- равляются советом старейшин, - писал Кастаньеда. Они имеют свя- щенников, которые читают им молитвы и которых они называют на- пас. Это почитаемые люди. Рано утром, когда восходит солнце, священники поднимаются на самую высокую крышу города и обращают- ся оттуда, подобно общественным глашатаям, к жителям деревни с проповедью. В это вреди селение полностью затихает, все люди са- дятс рядами и слушают. Священники учат их, как следует жить. Я думаю, что они налагают определенные запреты, которые следует соблюдать жителям, поскольку среди них не наблюдается ни пьян- ства, ни оргий, ни кровавых жертв. Они не употребляют в пищу че- ловеческого мяса, не крадут и очень трудолюбивы! 22

Важно отметить, что каждое пуэбло представляло собой своего рода самостоятельную республику. Торговля между различными племена- ми осуществлялась редко, причина тому - почти полное отсутствие предметов для обмена, пожалуй, за исключением почитавшейся свя- щенной бирюзы, которая в отдельных местах встречалась в значи- тельно больших количествах, чем в других.

Женщины во многом играли доминирующую роль. Родству по женской линии придавалось особое значение. Существовали также колдуньи, внушавшие страх. Бытовало поверье, будто колдуньям и могущес- твенным знахарям подвластны стихии.

Их религия, обожествлявшая природу и в которой особое место отво- дилось солнцу, наиболее ярко проявлялась в танцах. Эти танцы, не претерпевшие до наших дней почти никаких изменений, может уви- деть современный турист. Правда, и сегодня существуют отдельные пуэбло, где ритуальные танцы исполняются под покровом тайны, и в случае навязчивости вам могут разбить кинокамеры. Это танцы сол- нца, зреющего маиса, дождя, исполняемые в живописных пестрых мас- ках, имеющих символическое значение* под аккомпанемент флейт и барабанов. Сегодня эти маски турист может встретить в виде кукол качина. Он может даже приобрести их копии, изготовленные на процветало искусство живописи песком, которому обычно учили жре- цы (последние следы искусства, являвшегося когда-то единственным в мире, - изображения многоцветных фигур на земле с помощью раз- ли муки).

Их плетеные и расписные гончарные изделия достигали высокой