А. Безант

Дхарма (лекции)

буду ставить перед ним идеалы служения своей стране. Я сделаю это

объектом и целью, частично альтруистической, расширяя его амбиции и

помогая его эволюции. А когда я подойду к юноше с духовными

побуждениями, то отброшу все низшие мотивы и буду призывать к вечному

Закону самопожертвования, к преданности Единой Жизни, служению Великим

Сущностям и Богу. Я буду учить распознаванию и бесстрастию, и это

поможет его духовной природе раскрыть ее бесконечные возможности.

Такое понимание нравственности, как вещи относительной, даст нам

возможность успешно вести работу. Если мы не можем помочь каждой душе

на ее собственной ступени развития, это означает, что мы плохо

подготовленные учителя.

В каждой нации есть определенные явления, которые считаются дурными,

например, убийство, воровство, ложь, насилие. Всё это считается

преступлением. Таков общий взгляд на подобные вещи. До какой степени

на практике эти вещи признаются моральными или аморальными? И почему

они признаются дурными? Потому что национальные массы достигли

известной стадии эволюции. Потому что большинство нации находится

приблизительно на одной и той же ступени развития и поэтому считают

эти явления злом по отношению к прогрессу. В результате, меньшинство,

будучи ниже этой ступени, рассматривается как преступники. Большинство

достигло высокой стадии эволюции и большинство создает законы, а те,

кто не может подняться до низшей ступени большинства, именуются

преступниками. Два типа преступников представляются нашему взору.

Один тип — это тот, на которого мы не в состоянии произвести никакого

впечатления, взывая к его чувствам добра и зла. Невежественная публика

называет их закоренелыми преступниками. Но такой взгляд ошибочный и

ведет к печальным результатам. Они просто незнающие, невыросшие души,

детские души, младенцы в Школе Жизни, и мы не поможем им расти, если

втопчем их вниз и будем продолжать обходиться с ними жестоко только

потому, что они едва-едва с трудом поднялись над ступенью животного.

Мы должны использовать все возможные средства, чтобы направлять и

учить эти младенческие души, дисциплинировать их для лучшей жизни, не

допуская, чтобы с ними обращались, как с закоренелыми преступниками

только потому, что они просто "младенцы в яслях".

Другой вид преступников составляют те, кто после совершенного

преступления знают, что они поступили дурно и поэтому чувствуют

раскаяние и угрызения совести. Они стоят на более высоком уровне и им

можно помочь в борьбе со злом в будущем через страдания, налагаемые на

них человеческим законом. Я говорила о необходимости всякого опыта,

чтобы душа могла научиться распознавать добро и зло. Мы нуждаемся в

этом опыте, пока не научимся отличать добро от зла, но не более. В тот

момент, когда две линии поведения ясны для вас, и вы знаете, что одна

из них — правильная, а другая — неправильная, тогда, если вы выбираете

неверный путь, вы совершаете грех, вы идете против закона, который вы

знаете и принимаете. Человек на этой ступени совершает грех, потому

что сильные желания побуждают его выбрать ложный путь. Он страдает, и

это хорошо, что он должен страдать, если он следует этим желаниям.

Когда человек сознает зло и все-таки уступает дурному импульсу, — это

для его развития шаг назад. Если перед человеком лежат два направления

и ни одно из них морально не отличается друг от друга, тогда он может

выбрать любое из них и не совершит при этом греха. Но если ему

покажется, что действие вызовет зло, то это будет изменой по отношению

к самому себе позволить животному чувству победить в нем Божественное.

В этом состоит суть греха.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые поступки. Возьмем убийство.

Здравый смысл общественности проводит разницу между убийством и

убийством. Если в припадке гнева человек схватит нож и заколет им

своего врага, закон называет его убийцей и повесит его. Если тысяча

людей возьмут ножи и заколют тысячу людей, тогда убийство называется

войной. Слава, а не наказание, ожидает того, кто убивает. Та же толпа,

которая освистывает убийцу одного человека, приветствует того, кто

убил тысячу людей. Что означает эта странная аномалия? Чем ее можно

объяснить? В чем различие между отношением людей к этим двум видам

убийства?

Несмотря на то, что все мы стремимся пропагандировать мир и воспитывать

детей в любви к миру, всё же имеется различие в поступке того, кто

убивает вследствие личной злобы, и тем убийством, которое происходит

на войне. Разница столь велика, что позвольте остановиться